Выставка проходит в арт-центре «Пушкинская,10», в галерее «2.04» до 6 апреля.
Вдохновитель мероприятия Владимир Рекшан рассказал «МР», как продвигается работа над музеем рока:
- Здесь все экспонаты музея русского рока на сегодня?
- Объясняю. Это очередная выставка первого в России музея рок-музыки под названием «Реалии русского рока». Поскольку стационарного музея пока нет - может быть, и рановато - мы идем несколькими путями. Первое – это периодические выставки, второе – это создание и активная работа интернет-музея, где вывешиваются экспонаты, которых немало.
На этой выставка – только некоторые обновления. Здесь есть и серьезный объект: это проект памятника Башлачеву. В принципе, это этап в подготовке к большой месячной выставке, которая пройдет здесь же, на Пушкинской. Откроется в конце июня и будет работать в трех больших залах во флигеле.
Мысль, которую я пытаюсь донести: этот музей может быть только народным. Не то, что Рекшан ходит и у всех выклянчивает какие-то афиши и так далее. Проблема в том, что общество у нас сложно самоорганизуется. У нас все ждут губернатора, президента… царистское сознание. Губернатор точно не будет делать музей русской рок-музыки. Президент, я думаю, тоже, ему сейчас не до этого.
Если народ Петербурга хочет, он может это сделать, потому что еще не все умерли, какие-то объекты существуют. Хотя они стремительно исчезают…
- Расскажите про интернет-музей.
- Интернет-музей дал возможность охватить всю страну. В каждом городе была своя музыкальная история. Просто тот, кто не переехал в Ленинград или в Москву, остался известен на уровне своего города. И после того, как появилась интернет-история, я побывал в шести городах. Из Ростова-на-Дону, например, мы привезли самодельную гитару местной группы. У этой гитары может быть только два пути: или на свалку, или в музей. Много техники мы собрали: пульты, магнитофоны. Все будем выставлять летом. Но что из этого получится – зависит от людей. Я только помогаю. Все-таки когда-то истфак закончил, хочется на старости лет чем-то таким заняться…
- Олег Гаркуша тоже говорил о том, что собирается создать музей рока.
- Единственное достоинство капитализма – конкуренция. Желание Олега Гаркуши заняться музеем стимулирует меня к активной деятельности.
- Где в Петербурге (кроме Пушкинской, 10) мог бы быть музей русского рока?
- Есть точки, которые утеряны. Например, ленинградский рок-клуб на Рубинштейна, 13. Сейчас там театр, и все ушло в частные руки. У нас, в столице этого музыкального жанра, на данный момент нет ни одного места, куда бы люди могли приехать «преклонить колени»: к Цою, к «Аквариуму», кто-то, может, даже к Рекшану.
- Есть «Камчатка».
- Но это клуб, там поют и пьют пиво. Музей, все-таки, это немножко другое. Хотя музей должен быть живым. В нем должны происходить какие-то события, встречи, выставки, общение.
- Русский рок иногда воспринимается как нечто прекрасное, но отжившее. Почему?
- Всякое явление проходит какие-то этапы. И значительный путь по этой тропе мы уже прошли. И в каком-то смысле те неосознанные задачи, которые стояли перед этим музыкальным жанром, были достигнуты: произошла демократизация общества. Насколько это получилось – другой вопрос. Но в силу того, что мы люди физически еще способные играть - Боря вовсю играет, Шевчук - эта история продолжается. Но она уже достойна музея. Что значит музей? Это такое научно-популярное складирование ценных предметов. Это просветительская затея.
- А возможно ли возрождение русского рока?
- А это уже проблема молодежи. Когда я был молодежью, мы как-то об этом не задумывались, никто нам лиры не передавал. Русский рок – это городской фольклор. Музыканты, которые выходят на сцену, должны говорить о том, что действительно волнует людей.