Канализация в реках
«МР» уже сообщал о тревожной ситуации вокруг реки Волковка. Река за последнее время практически превратилась в коллектор для нечистот. Как выяснил «МР», коллектор – далеко не образное, а вполне реальное наименование для небольшой речки. По данным Комитета по природопользованию и охране окружающей среды Петербурга, водоем используют для сброса сточных вод несколько предприятий, в том числе ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Причем один только «Водоканал» легально сбрасывает в реку 176 выпусков поверхностных сточных вод. Кроме того, в Волковку сливают стоки от Волковской водопроводной станции.
Несмотря на построенный недавно главный канализационный коллектор, на строительство которого потратили 28,5 миллиардов рублей, стоки продолжают сбрасывать в реки. В этом году Роспотребнадзор признал все городские водоемы непригодными и опасными для купания. Волковка – не единственный печальный пример такой «экологической политики»: хозяйственно-бытовые (проще говоря, канализационные) и поверхностные стоки (дождевая вода) сливают в большинство петербургских водоемов на вполне законных основаниях. Прекратить эту опасную традицию обещают лишь к 2025 году.
«Ликвидировать прямые выпуски неочищенных сточных вод в реку планируется поэтапно в рамках «Региональной программы «Чистая вода Санкт-Петербурга» на 2011-2025 годы», принятой постановлением правительства Санкт-Петербурга № 625 от 24.05.2011 года», - сообщила «МР» пресс-секретарь Комитета по природопользованию Анна Титоренко. - Комитет в пределах своей компетенции следит за использованием и охраной водных объектов, к виновным применяют меры административного воздействия».
Хозяйственно-бытовые (проще говоря, канализационные) и поверхностные стоки (дождевая вода) сливают в большинство петербургских водоемов на вполне законных основаниях. Прекратить эту опасную традицию обещают лишь к 2025 году
По информации комитета, в 2012- 2014 годах ГУП Ленводхоз чистил Волковку на участке от Алмазного моста до 3-го Волковского пешеходного моста. Со дна реки подняли почти 13 тысяч кубометров донных отложений, почти 1000 предметов. Береговую полосу чистили от бытового мусора.
«В 2014 году будут проведены аналогичные работы. Поднятые донные отложения вывозят на специальный отвал, а мусор и крупногабаритные предметы на полигон ТБО», - сообщили в комитете.
На сброс стоков выдает разрешения сам комитет. Специалисты уверены, что ситуация безвыходная.
«Стоки в Волковку все же не канализационные, а поверхностные. Аналогичная ситуация происходит со многими другими небольшими реками Петербурга – большое количество малых рек и водотоков Петербурга, включая реку Волковка и Муринский ручей, фактически питаются такими стоками. Районы активно застраиваются, каналы засыпаются. Если раньше малые реки и каналы могли подпитываться за счет естественных процессов, с развитием инфраструктуры, источники естественного питания ослабевают», - рассказал «МР» главный специалист отдела рационального использования и охраны водных ресурсов комитета Михаил Страхов.
-
фото: Дмитрий Жвания
-
фото: Дмитрий Жвания
-
фото: Дмитрий Жвания
-
фото: Дмитрий Жвания
-
фото: Дмитрий Жвания
-
фото: Дмитрий Жвания
-
фото: Дмитрий Жвания
-
фото: Дмитрий Жвания
-
фото: Дмитрий Жвания
-
фото: Дмитрий Жвания
-
фото: Дмитрий Жвания
-
фото: Дмитрий Жвания

фото: Дмитрий Жвания

фото: Дмитрий Жвания

фото: Дмитрий Жвания

фото: Дмитрий Жвания

фото: Дмитрий Жвания

фото: Дмитрий Жвания

фото: Дмитрий Жвания

фото: Дмитрий Жвания

фото: Дмитрий Жвания

фото: Дмитрий Жвания

фото: Дмитрий Жвания

фото: Дмитрий Жвания
Канализационный коллектор не спасает
По данным ГУП «Водоканал», без очистки в водоемы Петербурга предприятие сбрасывает 1,6% хозяйственно-бытовых сточных вод. Это примерно 30 тысяч кубометров в сутки (всего осталось прямых выпусков – около ста).
«Благодаря строительству главного канализационного коллектора северной части Санкт-Петербурга были закрыты 76 прямых выпусков сточных вод общим объемом 334 тысячи кубометров в сутки, и уровень очистки стоков в городе вырос с 85 до 98,6 процента, - сообщила «МР» директор департамента информации и общественных связей ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Наталия Ипатова. - Но у любого коллектора (а это – не единственный в Петербурге коллектор; общая протяженность коллекторов в Петербурге – около 250 км) есть своя «зона действия». Т.е. территория, с которой в него поступают сточные воды. И территория вокруг реки Волковки никакого отношения к зоне действия Главного канализационного коллектора не имеет. Кроме того, для очистки поверхностных вод будут применяться (и уже применяются) иные технологические решения, чем для очистки хозяйственно-бытового стока (в связи с тем, что такая вода гораздо чище). Для поверхностных вод предполагается строить отдельные очистные сооружения поверхностного стока, - сообщили в «Водоканале».
В петербургском отделении «Гринпис» полагают, что «Водоканал» остается одним из крупнейших загрязнителей водных объектов, принимая сточные воды от сотен предприятий и сбрасывая их с недостаточной очисткой или вообще без нее.
Смешанные стоки должны идти не на очистные «Водоканала», а на собственные очистные предприятий, рассчитанные на определенный производственный процесс
По мнению координатора токсической программы «Гринпис» Рашида Алимова, очистные сооружения «Водоканала» рассчитаны, в первую очередь, на очистку бытовых стоков, при этом им сложно очистить смешанные стоки от различных технологических процессов. Такие стоки должны идти не на очистные «Водоканала», а на собственные очистные предприятий, рассчитанные на определенный производственный процесс.
«У «Гринпис» есть проект «Чистая Нева», мы время от времени отбираем пробы в Неве и притоках, проводим и акции — в конце 2012 года нескольким сточным трубам мы присваивали имена чиновников, на наш взгляд ответственных за загрязнение, - сообщил «МР» Рашид Алимов. - В Неве и притоках обнаружили превышения безопасного уровня содержания ртути, алюминия, свинца, кобальта, никеля, ванадия, цинка и других токсичных металлов, фенолов, хлороформа, нефтепродуктов. Акции проводим, чтобы обратить внимание контролирующих органов, но они как-то вяло реагируют. По итогам нашего исследования, загрязнение из года в год примерно одно и то же в тех же местах».
Нет контроля за сбросами нечистот
Эколог уверен, что контролирующие органы работают из рук вон плохо.
«Природоохранная прокуратура, Роспотребнадзор, Росприроднадзор должны оперативно реагировать на такие вещи. Практика показывает, что на наши письма с указанием стоков эти ведомства зачастую реагируют формально – мол, не можем определить, чей сток».
По мнению представителя «Гринпис», нужно также ограничивать вредные вещества, которые разрешено выбрасывать предприятиям: они зачастую превышают разрешенные лимиты сброса отходов. Список самих вредных веществ также должен быть ограничен. Этому посвящена программа «Гринпис» «Детокс».
«Сейчас эта программа в основном направлена на то, чтобы предприятия при производстве одежды или обуви не использовали ряд вредных веществ. Мы проводим акции, в которых просим крупные бренды исключить эти вещества из процесса производства одежды или обуви. Также мы предлагаем запретить импорт в Россию товаров, которые содержат эти вредные вещества, — поскольку, например, после стирки футболки или джинсов эти вещества окажутся в наших реках», - сообщил Алимов.
В США, в штате Флорида, в городе Орландо с населением более 2,2 млн человек, в 1985 году построили очистные сооружения в виде болота, превратив их в заповедник с парками, 220 видами птиц, экзотическими животными и потоком туристов
Да и запуск коллектора, по мнению «Гринпис» вовсе не панацея: вредные осадки от стоков после попадания на Северную станцию аэрации будут сжигаться, а это и энергетические затраты (влажность осадков около 70-80%), и выбросы малополезного для здоровья дыма и образование золы, которую нужно захоранивать на полигонах.
«Российское законодательство требует очистки поверхностного стока и тот факт, что эти воды питают малые реки и каналы города нельзя принимать в качестве уважительной причины для загрязнения Невы и других городских рек», - добавил Рашид Алимов.
В качестве позитивного примера эколог приводит Люберецкие и Курьяновские очистные в Москве, которые используют анаэробное сбраживание осадков. В результате получается газ метан, который используется для получения тепловой и электроэнергии, и удобрения, которые можно использовать в сельском хозяйстве.
Кстати, очистные можно превращать в парки: в США, в штате Флорида, в городе Орландо с населением более 2,2 млн человек, в 1985 году построили очистные сооружения в виде болота, превратив их в заповедник с парками, 220 видами птиц, экзотическими животными и потоком туристов. Технология такова: стоки проходят через очистные сооружения и потом очищаются через ряд естественных фильтров. По мнению экологов, такие очистные можно было бы построить и в Петербурге, по крайней мере, это было бы лучше, чем сжигать осадок, тратя энергию и получая вредные выбросы.
Судя по исследованиям Роспотребнадзора и петербургских экологов, самые грязные реки Петербурга - Нева, Ижора, Охта, Оккервиль, Славянка, Карповка. Только по официальным данным, ежегодно в Неву сбрасывается 40 тысяч тонн загрязняющих веществ. Это 15 грузовых ж/д составов.