Программу «ложь, насилие и бред» избиркомы запустили с подачи чиновников в 40 МО, чтобы не допустить новые лица к управлению крохотной долей (2%) бюджетного пирога, выделяемого на местные нужды – благоустройство, опеку и праздники. Если есть религия, одобряющая то, что происходило в некоторых щедро увешанных иконами кабинетах этим летом, то эта религия – сатанизм.
Статистика. «Справедливая Россия» направила на местные выборы 918 кандидатов, 579 смогли подать документы в ИКМО, 397 зарегистрированы. «Гражданская платформа»: 265 кандидатов, 217 смогли подать документы, 145 зарегистрированы. КПРФ: 479 подали документы, 244 зарегистрированы. Трудности при подаче документов испытывали также представители «Яблока», «РПР-Парнас», самовыдвиженцы, а в особых случаях комиссии «заворачивали» кандидатов из дружественной Смольному «Родины».
Отказ в регистрации
Для начала кандидатам в муниципалы нужно было узнать дату назначения выборов, сроки подачи документов и формы бланков – в каждом муниципалитете они свои. Газет, в которых были опубликованы соответствующие решения, не оказывалось в местных администрациях и библиотеках. Проблему удалось решить с помощью журналистов, письменных запросов, а в «Нарвском округе», например, через суд.
Самый простой способ для ИКМО ограничить конкуренцию на выборах – избегать встречи с кандидатами. Для начала законспирировать местонахождение комиссии: вычистить информацию с официальных сайтов и настрого запретить секретарям указывать дорогу. Сохранить тайну долгое время удавалось в «Введенском», «Семеновском» «Левашово», «Парнасе», муниципалитетах № 15 и 65.
Если председателя комиссии удавалось застукать на рабочем месте, он или она отказывались принимать документы, ссылаясь на конец рабочего дня – его продолжительность устанавливают сами ИКМО. Или ЧП: в «Юнтолово» председатель «сломал ногу», «Шувалово-Озерки» дважды «минировали», в «Кронверкском» «прорвало канализацию». Комиссия могла просто сбежать от кандидата, ничего не объясняя, – так было в «Светлановском» и № 15.
Драки с кандидатами и звонки подписавшимся
Кандидату всегда можно вызывать полицию («Коломна», «Светлановский»). Можно принимать кандидатов по полтора часа и заполнить очередь подставными людьми: казаками, нашистами, «борцухами» («Юнтолово», «Северный», «Лисий нос», «Московская застава» и многие другие)... «Пулковский меридиан» охранял мужчина, татуированный черепом со свастикой, но это экстремальный случай: обычно двери блокировал ЧОП, как в «Коломягах», «Светлановском», № 15.
В ставшем уже знаменитом «Светлановском» на кандидата замахивались огнетушителем, в «Острове Декабристов» – угрожали выкинуть молодого человека из окна, в «Пороховых» пытались выхватить телефон, в «Балканском» – выхватить документы и порвать их. Все это делали люди на ответственных должностях, о драках между кандидатами и с «кандидатами» говорить не приходится. В довершении всего можно попросить участкового позвонить людям, подписавшимся за самовыдвиженца, и настоятельно порекомендовать отозвать подписи, как в «Острове Декабристов».
Практически во всех перечисленных округах, а также многих других, кандидатов снимали за ошибки в подписных листах и переданных в ИКМО документах.
Установка: не пускать оппозицию
«На выборах в Петербурге бывало всякое, в том числе оппозицию не пускали, используя всевозможные методы, – отмечает политолог Александр Конфисахор. – Но если раньше оппозиция «утиралась» и принимала это как данность, то теперь научилась выносить проблемы в публичное поле. Не думаю, что муниципалитеты сами решают, кого пускать, а кого нет. Но и нет одной персоны, скажем, в Смольном, ответственной за этот беспредел. Есть общая установка: не пускать оппозицию, потому что местные выборы могут показать близкий к реальности рейтинг власти».
«На Васильевском острове решение, кого не пускать, принимает замглавы администрации, – говорит депутат Законодательного собрания Максим Резник. – Плюс отдельный беспредел в «Острове Декабристов», где на муниципалов заведено уголовное дело за нецелевое расходование, и они понимают, что допуск нас обернется большими проблемами. Восемь кандидатов от «Гражданской платформы» сняли за то, что они принесли лишнюю подпись, причем их специально дезинформировали о необходимом количестве. Все подписи достоверные и действительные, но их на одну больше! На это нужно отвечать судебными исками и высокой явкой».
Избирательная комиссия Петербурга о нарушениях отмалчивается: ее главе Алексею Пучнину в эфире «100-ТВ» «стало жарко» на третьей минуте и он покинул студию. Зато жалобу в прокуратуру на собственных подчиненных направил председатель Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров.
«После такого нормальные люди пускают себе пулю в лоб, в худшем случае – уходят в отставку, дико извиняясь за провал, – комментирует поступок Чурова Конфисахор. – Получается, ИКМО не могут работать по тем формальным и неформальным правилам, которые сам фокусник установил».