В Петербурге тоже немало сделано для уменьшения вредного воздействия техногенных факторов на экологию Балтики. В преддверии «Года Финского залива», которым официально объявлен 2014-й, не без поддержки Финляндии был введен в эксплуатацию главный канализационный коллектор «Водоканала Санкт-Петербурга», решивший проблему очистки стоков. Но есть и другие проблемы. В Петербурге быстро развивается портовая инфраструктура, реализуется целый ряд крупных инфраструктурных проектов, в том числе связанных с намывом новых территорий.
После строительства «Морского фасада», в рамках которого в западной части Васильевского острова было намыто 476 га, экологи стали следить за такими проектами с особым вниманием, так как, по общему мнению, намыв серьезно испортил экологию Финского залива в районе Дамбы. Именно по этой причине так долго буксует аналогичный проект в районе Сестрорецка и Лисьего носа, где компания «Новый берег» планировала возвести искусственный остров для жилой и коммерческой застройки.
Экологи сказали намыву решительное «нет», да и чиновники серьезно засомневались, отказавшись вкладывать в остров обещанные 10 млрд рублей. Однако от создания искусственных территорий там, где это действительно необходимо, город не отказался. Проект проекту рознь. И новая станция метро «Новокрестовская», которая будет построена к 2018 году на намывной части Крестовского острова по современным экологичным технологиям, хорошее тому подтверждение.
С развитием портовой инфраструктуры ситуация схожая. Вопрос модернизации существующих мощностей и строительства новых, отвечающих современных потребностям портового хозяйства, является стратегическим не только для экономики региона, но и России в целом, не зря федеральное правительство готово вкладывать в эти проекты миллиарды рублей. И вопросы экологии стоят здесь очень остро.
Чего стоит многолетняя дискуссия о развитии располагающихся в историческом центре города мощностей Большого порта Санкт-Петербурга, который давно превратился в пучок экологических проблем, обещающих обернуться катастрофой в случае дальнейшего увеличения грузооборота, требующего сноса острова Кривая дамба и дноуглубительных работ для создания подходного канала!
Экологи давно предупреждают, что донные отложения на этой территории, десятилетиями служившей стоянкой для морских большегрузов, имеет высокий класс опасности. Их элементарно нельзя трогать, иначе ядовитая муть расползется по акватории Невской губы, отравляя все на своем пути.
Обратный пример — развитие Морского многофункционального перегрузочного комплекса Бронка на Южном побережье Финского залива, первую очередь которого планируется сдать в эксплуатацию уже в 2015 году. ММПК был призван не только вернуть Санкт-Петербургу лидирующие позиции на рынке морских перевозок в Балтийском море, но и разгрузить задыхающийся в тисках мегаполиса Большой порт. Поэтому экологической составляющей в этом проекте изначально уделялось важное место.
«Еще на стадии разработки проекта инвестор — ООО «Феникс» - инициировал комплексные работы с целью всестороннего изучения влияния строительства порта на окружающую среду, - рассказывает член экспертного Совета по Балтийскому морю, кандидат технических наук Владимир Жигульский. - А после начала работ был организован постоянный мониторинг атмосферного воздуха, состояния воды, геологической среды и водных биоресурсов. Результаты этих наблюдений сдаются во все контролирующие органы, а также есть в открытом доступе. Строительство жестко контролируется государством».
По словам главного эколога ООО «Феникс» Олега Степанова, в качестве компенсации вредного воздействия на окружающую среду заказчик выплатил государству 62 млн рублей — в основном эти выплаты пришлись на замутнение воды из-за дноуглубительных работ для строительства подходного канала, заказчиком которого выступает ФГУП «Росморпорт». При этом вынимаемые со дна грунты были признаны нетоксичными, их можно складывать на подводный отвал в районе Толбухинского маяка — это безопасно для экологии.
Кроме того, заказчик каждый год занимается восстановлением биоресурсов залива — выпускает в акваторию годовалых мальков ладожской палии: 10 тысяч в 2013 году, 15 тысяч в 2014-м. «Сейчас на заводе у нас растет еще 141 тысяча годовиков, которые будут выпущены в этом или следующем году, - рассказывает Степанов. - Таким образом, к моменту завершения первой очереди ММПК весь ущерб водным биоресурсам будут компенсирован - таково требования госконтракта».
Проект успешно прошел Государственную экологическую экспертизу и близок к завершению. Город получит современный порт, а экология Финского залива не пострадает. А значит — компромисс возможен, было бы желание.