Женщина-улитка, девочка с крыльями, дрессировщица стрекоз, кариатида, подпирающая землю, — а кого вы видите во сне? О выставке сюрреалистичных скульптур «Сны из глины» рассказывала «МР» их автор Вера Виглина.
- Как фигуры связаны друг с другом?
- Они связаны внутренним посланием: мне хотелось бы успокоить встревоженного человека — вылечить, исцелить. И, вы знаете, не один человек уже мне говорил, что действительно чувствует умиротворение. На самом деле, это объяснимо: гладкие, округлые, мягкие линии успокаивают. Ведь это скульптура интимного плана, она соразмерна человеку. Фигуры стоят прямо на траве, безо всякого пьедестала.
Другая объединяющая идея — это все многозначные образы. Например, «Рыба с рыбенком» — это ведь и Богоматерь. Смыслы, вложенные друг в друга — это то, что мне дорого. Я поэтому и назвала выставку – «Сны». Потому что во снах приходят порой совершенно неожиданные ассоциации.
Фото предоставлено организаторами.
- Как вы думаете, люди понимают многозначность образов?
- Я пишу к скульптурам небольшие подписи — некое объяснение, чтобы чуть-чуть подтолкнуть к восприятию. Но, мне кажется, смыслы и так «читаются» — может, на эмоциональном уровне.
Конечно, все мои образы очень женские. Например, «Кариатида» по первоначальной задумке должна была быть мальчиком. Но получилась девочка. Ну, что ж делать, пусть хоть через женские образы придет какая-то миротворческая идея. И речь не только о физической войне, но и о мире внутри человека.
- Ваши скульптуры должны находиться именно в парке, среди зелени?
- Они могут быть и во дворе, но пространство должно быть небольшое. Даже в большом парке скульптура живет среди нескольких кустов. Они должны оставаться в масштабе человека. У меня и сил не хватит делать их крупнее, я же леплю вручную.
- В чем особенность вашей техники?
- Материал самый простой — шамотная глина (обожженная и промолотая). Из нее получается масса такой грубоватой фактуры, но зато она выдерживает большие объемы и не трескается.
По классической технологии сначала делается модель, с нее снимается форма, а потом она переводится в любой материал. А я люблю лепить скульптуры, как пироги: начинаю снизу и поднимаю вверх. Это архаическая техника: когда еще не было гончарного круга, так лепили сосуды. Получается, скульптура растет органически, как дерево, но зато очень трудно что-то исправлять. Когда лепишь верх и видишь, что внизу что-то не так — уже поздно. Поэтому я всегда делаю несколько вариантов скульптур. «Кариатида» — это вообще пятый вариант. Но зато каждая скульптура очень живая.
- Нужна ли городу декоративная скульптура?
- Не хватает скульптур не столько в центре, а, скорее, в спальных районах: там все громадное, и нужно, чтобы человеку было за что зацепиться глазом. Не только же детские площадки. Керамика — идеальный материал для таких скульптур: недорогой и стойкий, терпит и мороз, и дождь. В условиях Петербурга она стоит даже лучше, чем мрамор.
Выставка проходит с 27 сентября по 12 октября
Юсуповский сад: Садовая ул., 54
Бесплатно