Как родилась идея фестиваля?
Во-первых, сложно было бы найти другую личность такой разноплановой одаренности. Эрик-Эмманюэль Шмитт - это писатель, драматург, киносценарист, режиссер, исследователь музыки. Идея фестиваля оттолкнулась от спектакля «Четыре танго о любви» в моей постановке. Эти тексты нигде и никогда на сцене не появлялись, а нам удалось получить разрешение на инсценировку этих произведений. Спектакль вызвал достаточно теплый прием, и затем возникла идея о создании фестиваля. Но главная причина фестиваля - это некий внутренний посыл, объединяющий Молодежный театр и Шмитта: творить во имя человека, оберегая его сердце, стараясь помочь ему найти свое место в сегодняшней жизни, воспарить над суровой реальностью. Мне кажется, что достаточно широкий спектр зрителей Молодежного театра - это та аудитория, которая близка и Шмитту. Серьезный философский смысл он облекает в очень простую форму рассказа, обращаясь к простому человеку. Он сам говорит, что его любимое занятие - рассказывать истории в самых разных жанрах.
Фото: спектакль «Четыре танго о любви». Фотограф - Юлия Кудряшова.
Легко ли было договориться с писателем?
Сложно не было, потому что деловое доверие театр заслужил во время переговоров относительно постановки «Четыре танго о любви». Сам Шмитт говорил: «Когда я вчитался в идею фестиваля, она показалась мне настолько захватывающей, что будто речь идет не обо мне. Потом я подумал и решил - да, возможно, это не про меня, но я приеду в Петербург и сыграю роль Эрика-Эмманюэля Шмитта».
Это человек с потрясающим юмором и обаянием. За его простыми словами чувствуется серьезное содержание и объем. Мне кажется, в этом одна из причин популярности Шмитта. Легко о глубоком - это то, к чему стремится и наш театр: говорить о вечных проблемах, сохраняя изящество мысли и языка.
Расскажите о моноспектакле Шмитта «Тайна Кармен».
Шмитт представит моноспектакль в уникальном жанре. Что-то подобное делает Эдвард Радзинский на своих встречах со зрителями, но у него все-таки на первом плане исторические перипетии. Все тексты Шмитта очень индивидуальны. При этом он действительно большой знаток музыки. Его книга о Бетховене (она переведена и издана в России) полностью перевернула мое представление о композиторе, его музыке, его внутреннем мире. Так и здесь: он вглядывается в историю Бизе, в его биографию, вскрывает совершенно неожиданные и даже шокирующие вещи, опираясь на музыкальные документы.
Бизе прожил жизнь в абсолютной безвестности, а на данный момент «Кармен» является самым цитируемым произведением классической музыки в мире. Шмитт размышляет о судьбе Бизе и о том, кем была Кармен для своего времени, внутри той культуры, в которой возникла опера. В спектакле примут участие солисты театра «Зазеркалье», которые представят фрагменты из оперы. Такого сочетания музыки, литературы, личного эмоционального опыта автора, живого диалога со зрителем я на своем зрительском опыте не встречал.
Фестиваль, посвященный творчеству одного из самых интересных современных литераторов - Эрика-Эмманюэля Шмитта, пройдет с 9 по 14 ноября. Спектакли состоятся в Молодежном театре на Фонтанке, в театре им. Ленсовета. Билеты: 500 - 3500 рублей.