Пресс-конференция Владимира Путина в московском Центре международной торговли началась с 15-минутным опозданием. На фоне карты России, куда не забыли добавить Крым, президент, покашливая и шмыгая носом (насморк), озвучил экономические показатели. Рост ВВП в этом году составит, в конечном счете, 0,6-0,7%. «Это мы буквально вчера подсчитали!» – поделился Путин. Эти десятые доли процента – худший показатель российской экономики с кризиса 2009 года.
Журналисты спросили о причинах замедления роста. Президент назвал падение цен на нефть и «процентов на 30%» – западные санкции. И успокоил: «отскок» на прежние показатели неизбежен. Рубль за время его спича отыграл несколько пунктов на бирже.
Президент ответил, что при самом неблагоприятном сценарии проблемы в экономике могут продлиться в течение двух лет.
«Но это не обязательно, ситуация может начать выправляться и в следующем году. В целом ЦБ и правительство действуют адекватно». По словам президента, для стабилизации национальной валюты нужно пока немного зажать рублевую ликвидность, не раздавать золотовалютные резервы, а использовать их для кредитования бизнеса.
Глава государства также заявил, что экономическая ситуация в стране не связана с присоединением Крыма.
«Это не расплата за Крым, это расплата за наше естественное желание самосохраниться. После падения Берлинской стены мы раскрылись перед нашими партнерами. Что мы получили на это? Прямую - понимаете, прямую! - поддержку терроризма на Северном Кавказе».
В левой руке – носовой платок, рядом с правой – термостакан с гербом. Кадр из трансляции
Куда с большим увлечением Владимир Путин говорил об отношениях с Западом. Вот как он ответил на вопрос Первого канала о присоединении Крыма:
– Мы – как мишка, который защищает тайгу. Я и сам иногда думаю, может, мишке успокоиться, поесть ягодок, медку, не гонять свинок по тайге. Но нет, его хотят посадить на цепь, а когда вырвут зубы и когти, мишка вообще будет не нужен! Чучело из него могут сделать. Кому-то может казаться несправедливым, что вся Сибирь принадлежит России. Вот так США отхапали у Мексики Техас…
Добровольцев в Донбассе Путин упомянул, отвечая на вопрос корреспондента украинского агентства УНИАН, который спросил о «карательной операции российской армии» на востоке Украины. Президент заявил, что «карательную операцию» ведет не Россия, а киевские власти. А российских добровольцев нельзя считать наемниками, поскольку они приехали «по зову сердца» и не получают за участие в войне денег.
По меньшей мере, три вопроса Путину задали о тех, кого он называет «пятой колонной» и «бандерлогами».
– Все мои действия направлены на то, чтобы сплотить общество, а не разделять его, – заверил президент. – Наверное, я должен быть более аккуратен в своих публичных высказываниях. Грань между оппозицией и «пятой колонной» очень тонкая. В этом году мы отмечали юбилей Михаила Юрьевича Лермонтова, гениального поэта, мы все помним его строки: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ»… Он, конечно, был оппозиционером власти, но он был патриотом.
Фото: пресс-служба Кремля
Глава государства добавил, что организованной травли несогласных в России нет:
– Никто из официальных органов власти, из представителей официальных органов, этим не занимается. Но люди, которые столкнулись с этим, должны понять, что они не монополизировали право всех обвинять, и надо научиться на это адекватно отвечать», – ответил он Ксении Собчак, представлявшей канал «Дождь».
Также Путин говорил о вятском квасе с кировским корреспондентом, с девушкой из Воронежа – о том, что в личной жизни «все в порядке», с «Крестьянской жизнью» – о нехватке токаря на ферме. Ни разу за три с лишним часа президент не произнес слова «Петербург», «коррупция» и «кризис».
Фото: пресс-служба Кремля
***
Пресс-конференцию Владимира Путина в прямом эфире обсудили эксперты фонда «Открытая Россия».
– Ждать отставки правительства после этой пресс-конференции могли только люди, которые плохо разбираются в психологии Путина, – считает политолог Станислав Белковский. – Он никогда не принимает решения под давлением, во-вторых, он никогда публично не признает своих ошибок. Наконец, Путин не признает наличия кризиса, не признает его фундаментальных причин. Путина всегда интересовали вопросы внешней военной политики и никогда не интересовали вопросы внутренние, экономические.
Нидерландский журналист Олаф Кунс назвал пресс-конференцию более серой, чем обычно и обратил внимание, что Путин – единственный в зале, кому позволено «пить чай» на пресс-конференции. Журналисты ограничены в своих действиях.
Самое длинное выступление Владимира Путина состоялось в 2008 году – 4 часа 40 минут. За это время президент ответил на 106 вопросов. В 2013 году общение с журналистами длилось на полчаса меньше.