Лицензия на яд
Полигон Красный бор давно стал катастрофой не только регионального, но и федерального масштаба, которую местные власти отчего-то не хотят замечать. Несмотря на обещания построить мусороперерабатывающий завод на этом полигоне к 2015 году, ситуация остается неизменной. После официальной отставки главы комитета по Природопользованию Валерия Матвеева, которого справедливо упрекали в неэффективном использовании бюджета, выделенного на содержание полигона, а также опасных для экологии полигона решений, вопрос о работе огромной ядовитой свалки по-прежнему открыт. По иску Росприроднадзора, который потребовал изъять лицензию на ее пользование, Тосненский городской суд в первой половине мая 2015 года закрыл полигон всего на 90 дней. На днях, 14 августа, повторная апелляция Арбитражного суда Петербурга по иску департамента Росприроднадзора по СЗФО продублировала решение Тосненского суда - полигон Красный бор, вместо лишения лицензии, закрыли еще на 90 дней. И это несмотря на чудовищный официальный вердикт суда: полигон Красный бор не только нарушает все мыслимые экологические нормы, но и реально опасен для жизни людей!
«Принятый на полигоне «Красный бор» способ размещения (хранения и захоронения) отходов не только не позволяет предотвратить попадания вредных веществ в окружающую среду, но и создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», - говорится в заключении суда.

Пожар на полигоне Красный бор в 2008 году
Более того, суд пришел к выводу, что эксплуатация полигона уже загрязнила недра и подземные воды специфическими загрязняющими веществами, такими, как Фенол и Формальдегид, в концентрациях, превышающих фоновые в 11111 раз по Фенолу и в 139 раз по Формальдегиду, а также тяжелых металлов, таких, как Кадмий, Никель, с превышениями в 3,6 раз и 6 раз соответственно; наличием канцерогенного вещества - бенз(а)пирена – превышающего нормы в 9 раз.
Повторная апелляция Арбитражного суда Петербурга по иску департамента Росприроднадзора по СЗФО продублировала решение Тосненского суда - полигон Красный бор, вместо лишения лицензии, закрыли еще на 90 дней. И это несмотря на чудовищный официальный вердикт суда: полигон Красный бор не только нарушает все мыслимые экологические нормы, но и реально опасен для жизни людей!
«Вследствие указанных обстоятельств возникла угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, что является нарушением ст. 42 Конституции РФ, ст. 34, ч.2 ст. 39, ч.1 ст.51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11, 12 Федерального закона от № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», при размещении отходов I-III класса опасности», - говорится в заключении суда.
Фактически свалка химических отходов уже протекает в подземные горизонты.
«Загрязнение подземных вод влечет за собой целый ряд экологических и социальных последствий, включающих распространение загрязняющих компонентов воды по пищевым цепям. В этом случае токсические элементы попадают в организм человека не только с питьевой водой, но и через растительную и животную пищу. Даже если население не пьет загрязненную воду, а только использует ее для приготовления пищи, водопоя скота и полива растений, это может отразиться на здоровье не только нынешнего, но и последующих поколений. Допущенные СПб ГУПП «ФИО3 «ФИО1» и до настоящего времени не устраненные нарушения требований природоохранного и санитарного законодательства создают реальную опасность причинения вреда в будущем, поскольку создают угрозу жизни, здоровью людей, окружающей среде, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», - говорится в документе.
Загрязнение подземных вод влечет за собой целый ряд экологических и социальных последствий, включающих распространение загрязняющих компонентов воды по пищевым цепям. В этом случае токсические элементы попадают в организм человека не только с питьевой водой, но и через растительную и животную пищу. Даже если население не пьет загрязненную воду, а только использует ее для приготовления пищи, водопоя скота и полива растений, это может отразиться на здоровье не только нынешнего, но и последующих поколений
В нарушение запретов Росприроднадзора, при руководстве Валерия Матвеева в 2014 году, на территории семь гектаров появлились две новые карты для отходов 1 и 2-3 классов опасности.
«По существу, стоимость работ - 34 миллиона 217 тысяч рублей - была взята с потолка. При этом фирма-подрядчик ООО «ЭкоГрадСтрой», по информации нашего источника, использовала в качестве рабсилы сотрудников полигона, а также его технику и топливо. Как следствие, официально включить не имеющие документов карты в Декларацию гидротехнических сооружений предприятия теперь невозможно. Разрешить их использование не могут ни Ростехнадзор, ни Росприроднадзор. Тем более, что вырыты они были в слое песчаника, а не кембрийских глин, цементный же слой, покрывающий стенки котлованов, растрескался... И 34 миллионов как не бывало. Как характеризовать такого рода действия – некомпетентность? должностное преступление? коррупция? Наверное, все вместе взятое. И это - стиль работы пришедшей команды «нефтяников» в лице Валерия Матвеева», - прокомментировали ситуацию в Экологическом правозащитном Центре «Беллона».
Несмотря на это, речь идет о продлении лицензии. Тонны ядовитых отходов официально продолжат складироваться на полигоне. На грани экологической катастрофы полигон оказался не сейчас. Фактически он балансирует на этом рубеже, как минимум, последние десять лет. Строительство нового завода по переработке опасных отходов, анонсированное еще в 1998-2000гг, не ведется. Все ранее выделенные средства, судя по всему, разворованы.
Кроме того, с 1 июля руководство уволило около 90 % действующего персонала, оставив на посту 12 человек из 59. (По информации источника «МР», на полигоне трудятся семь человек - с 1 июля на полигоне нет главного инженера, двух замдиректоров, главного энергетика, инженеров-химиков, аппаратчиков переработки химических отходов, инженера-эколога и т.д). Эксперты сходятся во мнении, что предприятие первого класса опасности недопустимо оставлять в таком состоянии.
Несмотря на это, речь идет о продлении лицензии. Тонны ядовитых отходов официально продолжат складироваться на полигоне. На грани экологической катастрофы полигон оказался не сейчас. Фактически он балансирует на этом рубеже, как минимум, последние 10 лет. Строительство нового завода по переработке опасных отходов, анонсированное еще в 1998-2000гг, не ведется. Все ранее выделенные средства, судя по всему, разворованы.
Пресс-служба комитета, между тем, объяснила сокращение персонала финансовыми проблемами: «Сокращение штата работников предприятия происходит в связи тем, что полигон не зарабатывает денежные средства на обеспечение деятельности. С 28 января 2014 года предприятие не осуществляет основной вид коммерческой деятельности - приемку и размещение опасных отходов, поскольку сначала полигон был лишен лицензии, а после ее получения 9 декабря 2014 года не был включен в государственный реестр объектов размещения отходов». Местные жители заявляют об обратном: несмотря на запреты, здесь продолжают сжигать токсичные отходы. Эту информацию подтверждают и общественные активисты.
Сергей Виноградов, председатель МЭОО «Зеленый фронт»: «Некоторые жители сообщают, что мусор на полигон «Красный бор» продолжают привозить по ночам. Надо думать о том, как переработать отходы, а не принимать. Куда везти отходы с первого по третий класс опасности? Область должна построить полигон в ближайшие три года. Нужен завод по переработке мусора, но, ни в коем случае, не со сжиганием».
Местные жители заявляют: несмотря на запреты, здесь продолжают сжигать токсичные отходы. Эту информацию подтверждают и общественные активисты.
Экологическая катастрофа не за горами
По мнению экологов, замалчивать проблему больше нельзя: если в ближайшее время не решить вопрос с рекультивацией отходов на полигоне, экологическая бомба под Петербургом рванет так, что никому мало не покажется.
«Опасность заключается в том, что полигон Красный бор продолжит работу в прежнем режиме, - комментирует ситуацию юрист Санкт-Петербургского экологического
правозащитного центра «Беллона» Артем Алексеев. - То есть, опасные токсичные отходы так и будут сваливаться в те же переполненные карты. В этом случае, мы даже не можем надеяться на надлежащий производственный контроль захоронения отходов и мониторинг состояния атмосферного воздуха и воды. Судя по полученным «Беллоной» ответам от Комитета по природопользованию и Департамента Росприроднадзора по СЗФО, сейчас мониторинг всех нормируемых загрязнителей, образующихся в результате работы полигона, не ведется. Лабораторные исследования по воздуху вокруг полигона проводятся только в отношении 1/8 из имеющихся загрязнителей, по воде в обводном канале - в отношении 1/6. Информации о ПДК других вредных веществ нет. Полигон выработал свой ресурс. Несмотря на то, что он стоит на кембрийских глинах, из-за несоблюдения строительных правил при его создании нет никакой гарантии, что токсичные отходы не проникнут в водные объекты. Случаи сброса воды в магистральный канал и попадание их в р. Большой Ижорец уже есть. Дальнейшая работа полигона на прием отходов будет представлять серьезную опасность для Петербурга, Ленинградской области, стран Балтики. Понятно то, что это может грозить экологической катастрофой».
Полигон выработал свой ресурс. Несмотря на то, что он стоит на кембрийских глинах, из-за несоблюдения строительных правил при его создании нет никакой гарантии, что токсичные отходы не проникнут в водные объекты. Случаи сброса воды в магистральный канал и попадание их в р. Большой Ижорец уже есть. Дальнейшая работа полигона на прием отходов будет представлять серьезную опасность для Петербурга, Ленинградской области, стран Балтики. Понятно то, что это может грозить экологической катастрофой.
Экологов волнует, куда последние полтора года исчезают самые опасные отходы первого и второго класса с территории областных и городских предприятий, ведь «Красный Бор» - последний полигон, способный принимать и утилизировать такие отходы не только на Северо-Западе, но и во всей стране. Специалисты предполагают, что большая часть опасного мусора уходит в канализацию Петербурга или оказывается в лесах и карьерах Ленобласти. «Если бросить все как есть, это будет настоящая экологическая бомба», - сообщил РБК экс-председатель экологического совета при губернаторе Ленобласти Максим Боганьков.
Эксперты сходятся во мнении: полигону нужно не расширять мощности, а обезвреживать и перерабатывать накопленный ядовитый мусор.Тем более, что грунты полигона Красный бор уже не могут держать химические отходы.
По мнению экологов, решить проблему может лишь строительство нового завода по переработке уже имеющихся отходов.
«Полигон Красный Бор должен приступить к ликвидации накопленного экологического вреда, то есть, к переработке и обезвреживанию уже имеющихся в картах отходов. Для этого необходимо построить ожидаемый уже с 1990-х годов завод по переработке, заложить достаточное финансирование, позволяющее проводить мониторинг за негативным влиянием полигона на окружающую среду. Параллельно с этим, региональные власти Петербурга и Ленобласти должны найти участок для строительства аналогичного полигона и разработать схему утилизации опасных отходов в переходный период, пока не будет построен новый полигон», - считает исполнительный директор экологической правозащитной организации «Беллона – Петербург» Николай Рыбаков.
Эксперты сходятся во мнении: полигону нужно не расширять мощности, а обезвреживать и перерабатывать накопленный ядовитый мусор.Тем более, что грунты полигона Красный бор уже не могут держать химические отходы. По мнению экологов, решить проблему может лишь строительство нового завода по переработке уже имеющихся отходов.
«Есть немало недорогостоящих технологий по очистке карт, - считает глава муниципального образования Тельмановского сельского поселения Юрий Кваша. – Некоторые из них, как нам рассказали специалисты полигона, апробированы на практике. Например, система с использованием фотохимического реактора, которая уже проработала в течение двух лет на полигоне ТБО в городе Советске Калининградской области, и по которой имеется вся документация. С помощью данного метода химические отходы разлагаются на углекислый газ и воду, а в осадке остаются отходы 4 класса опасности, которые можно безопасно размещать в картах. Десять таких установок могут переработать все накопленные 2 млн. тонн за 5,5 лет. Затраты на установку составят порядка 40 миллионов рублей, срок монтажа и запуска — 6 месяцев, производительность – до 100 тонн в сутки химических отходов. Материалы по данной технологии давно имеются в комитете по природопользованию СПб. Требуется только политическая воля».
Народ против Красного Бора
В начале июня в городе Никольское, в Тосненском районе, прошел народный сход против незаконной работы мусорного полигона, на котором чиновники в который раз пообещали урегулировать проблему. Александр Дрозденко, врио Губернатора Ленинградской области, заявил журналистам, что область будет просить город о рекультивации помойки.
«Конечно, прозвучало предложение от моих коллег, что заберите Красный Бор себе. Но вы знаете, я не самоубийца, потому что столько лет полигон эксплуатировали и зарабатывали деньги одни, а теперь мы должны тратить деньги на рекультивацию. Я открыто заявляю, мне не стыдно: мы будем требовать от Петербурга выделить деньги на рекультивацию полигона».
Проблема полигона – федеральная. По поручению Министра природных ресурсов России создана рабочая группа, которая и решит, что дальше делать - утилизировать отходы или продлевать полигону лицензию. И все же, если проблему и дальше оставить в подвешенном состоянии, это может быть равносильно геноциду. Ведь ядовитые отходы отравляют природу и здоровье жителей.
Комментарий экс-главы Комитета по Природопользованию Валерия Матвеева.
На полигоне ведутся работы по запуску очистных сооружений ливневых сточных вод с площади между обводным и внутренним каналами. Для осуществления сброса очищенных сточных вод предприятие разрабатывает проект нормативов допустимого сброса. Корректировка проектной документации строительства 1-й очереди экспериментального предприятия по переработке и захоронению промышленных и токсичных отходов Петербурга и Ленобласти находится в завершающей стадии и будет представлена на государственную и экологическую экспертизы. Дата и время общественных слушаний по материалам «Оценки воздействия на окружающую среду строительства 1-й очереди экспериментального предприятия» будут опубликованы в СМИ. По поводу заявлений о моих злоупотреблениях - Следственный комитет России, прокуратура и правоохранительные органы проводили проверки по этой информации, но никаких нарушений российского законодательства не нашли.
Справка
Полигон Красный Бор расположен в 2 километрах от поселка Красный Бор Ленинградской области и в 5 км от Колпино. Это крупнейший полигон для размещения опасных производственных отходов на территории СЗФО, который с 1970 года осуществляет обезвреживание и захоронение токсичных отходов и особо вредных веществ. Однако его котлованы не являются герметичными, что приводит к загрязнению соседних полей, рек и атмосферы. По одной из версий, частые пожары на полигоне — это не самовозгорания, а намеренное избавление от накопленных отходов.