Когда Светлана поняла, что отговорить дочь от поступления в престижный вуз не удастся, она бросилась искать репетитора. «Нужен был не просто преподаватель этого института, а член приемной комиссии», – рассказывает Светлана.
Чтобы выйти на нужных людей и найти нужные телефоны, пришлось провести серьезную работу и потратить круглую сумму. «Я могла бы вам помочь, – схватила однажды за руку Светлану ее коллега. – Но я же рискую».
Пятисотрублевая купюра перекочевала из кошелька в руки коллеги. Вечером Светлана уже договаривалась о встрече с новым осведомителем. И снова пятисотрублевая купюра пошла в обмен на новый номер телефона. Заплатив за возможность напрямую пообщаться с завтрашними членами приемной комиссии, мама абитуриентки перевела дух и взяла кредит, чтобы было чем оплачивать это общение. Сегодня академический час занятий с репетитором из госуниверситета стоит от 150 до 200 евро.
«Продвинутые» родители давно поняли, что использовать занятия с репетитором по прямому назначению – это бросать деньги на ветер. Поэтому каждый год они тратят время и деньги на поиск преподавателей, которые гарантируют им поступление детей. После того как нужный человек найден, начинаются собственно занятия. Как минимум, они должны продолжаться полгода, а то и год.
Студентка факультета менеджмента по туризму Наталья с первого же дня послушно записывала продиктованные преподавателем строчки сочинений, одно из которых ей предстояло выбрать на вступительном экзамене. Дома набирала текст на компьютере.
Следующий урок у репетитора был посвящен проверке набранного на компьютере текста. Затем уже проверенные гранки сочинений предстояло уменьшить в размерах и сфотографировать. На экзамен Наталья шла спокойно: репетитор заранее нарисовал девочке план аудитории, пометив крестиком место, наиболее пригодное для списывания. Правда, поступила Наталья не на дневное, а на заочное отделение – мама, которая исправно «кормила» репетитора несколько месяцев, не совсем «въехала в тему» и не принесла в день последнего занятия самый главный, итоговый, конверт.
Конверт и есть залог поступления, все предыдущие затраты можно считать авансом, поскольку репетитор знает дорогу на следующий, самый главный, уровень. «Эти деньги они берут не себе, а тем людям, которые могут влиять на решение приемной комиссии, – говорит Ольга, преподаватель одного из университетов. – Как правило, это представители ключевых позиций, которые потом благодарят репетиторов-«несунов».
Например, не обижают их при распределении нагрузки, продвигают по служебной лестнице». Преподаватели, которые не работают «в схеме», если и не завидуют, то вынуждены молчать – любая, даже внутренняя, разборка на уровне факультета чревата элементарным предложением уволиться.
Результаты ЕГЭ уже в продаже
Марк Левин, профессор Высшей школы экономики:
Бороться с коррупцией можно только путем разрушения этой системы и введением жестких стандартов. Следует, по крайней мере, обсуждать вопрос о запрете репетиторской деятельности для поступления в вуз, где работает конкретный преподаватель.
Проблема в том, что нововведения в сфере образования редко тщательно проверяются на защиту от коррупции. Возьмем, например, нововведения – поступления в вузы через ЕГЭ и олимпиады. Формально эти механизмы гарантируют объективность оценки абитуриентов. Но уже появились сообщения о случаях коррупции в региональных центрах и на периферии, где покупаются места на олимпиадах и даже результаты ЕГЭ.
Cейчас сложно сказать, чем в итоге обернутся эти новшества, выльются они в массовую систему репетиторства или итоги экзаменов и олимпиад будут просто продаваться. Боюсь, что и в ЕГЭ, и в олимпиадах самым важным станет обладание некоторой спецификой заданий, секретными ключами к ним, которые будут распространяться посредством репетиторов.
Полный текст на сайте фонда «Либеральная миссия» (www.liberal.ru)