Алексей Тихонов и Иван Ямщиков, двое программистов из «Яндекса», обучили нейросеть основам стихосложения и заставили написать десяток «песен Летова».
Вспомним: в Америке парой месяцев ранее робот написал сценарий научно-фантастического фильма SUNSPRING, который в итоге вышел еще более странным и ускользающим от однозначного понимания, чем «Космическая Одиссея 2001» Кубрика. В России пошли менее впечатляющим, но показательным путем, заставив машину делать андеграундное искусство.
Учтем, что выбор «Гражданской обороны» для эксперимента был обусловлен (кроме, видимо, личных симпатий «соавторов робота») во-первых, узнаваемостью, а во-вторых – невозможностью однозначной интерпретации текстов Летова.
Откровенно говоря, очень многие поклонники и ненавистники «Обороны» считают, что в песнях Летова нет вообще никакого смысла, а только нагромождение страшных слов и звуков. Это, конечно, не так – скажет человек, знакомый с авангардной поэзией, с творчеством русских футуристов и обэриутов или психоделическими опусами шестидесятых, где Летов и черпал свое вдохновение. Нам, однако, важно, что для неискушенного читателя мнение о «бессмысленности» «Обороны» кажется естественным.
Давайте посмотрим предметно. Чтобы избежать длинных цитат, сошлемся на тест «Медузы», предлагающий отличить цитаты Летова от компьютера. Даже в такой небольшой выборке разница очень большая, причем прежде всего – в радикальности настоящего лидера «Обороны» в сравнении с тем, что выдается за работу нейросети.
Не разбираясь нисколько в том, как работали авторы «Нейронной обороны», трудно отделаться от ощущения, что тексты редактировались. Например, утверждается, что сеть обучили характерным для Летова размерам и вокабуляру, но почему тогда тексты робота преимущественно рифмованные? Покойный музыкант старался избегать рифмы, белым стихом написана даже самая «народная» его песня про дедушку Ленина. Грандиозное отличие складывается из множества мелочей: песни «Обороны-настоящей» менее нарративные, синтаксис Летова более смелый, Летов не говорит в лоб и не стал бы называть песню «Мы будем драться». То есть, нейросеть под руководством Тихонова и Ямщикова сделала менее экстремальный и более «понятный» продукт, чем это делал человек.
Несмотря на вышесказанное, эксперимент произвел удручающее впечатление на сторонников «чистого», авторского искусства, все еще полагающих художника автором особого присущего ему Откровения. Этот обусловленный антропоцентризмом взгляд на искусство все еще имеет особенно много сторонников в России, и от самых проницательных из них не укроется, что устранение недостатков нейросети-творца – только вопрос времени. Скоро создадут более совершенные и все более неотличимые от продукта человеческого гения произведения. Но удивительно не это: весь двадцатый век культурологи подготавливали окончательную «смерть автора», доказывая, что всякий текст заново рождается в момент его прочтения. Какая разница школьнице на дискотеке, кто именно написал песенку, которая ее так трогает?
Удивительно то, что, судя по реакции большинства, дальнейшее совершенствование художественных способностей нейросетей не так уж и нужно. Сколько людей всерьез писали, что получилось «неотличимо от Летова». Не помогла даже очевидная музыкальная бездарность ребят из «Яндекса» - тем не удалось имитировать даже несложную музыкальную манеру «Обороны», скатившись к чему-то вроде частушек под электрогитару.
Люди, как отмечалось выше, видели в явлении «Гражданки» только хаотичное нагромождение образов под яростную долбежку, то же самое они получили и от «Нейронки». В общем, судя по тому, какое количество жутких стихов в соцсетях приписывают Пушкину, Бродскому и Есенину, этого можно было ожидать. Так что самовоспроизводящееся искусство нового века уже вполне готово, и скоро новые песни ваших любимых авторов можно будет услышать в буквальном смысле из каждого утюга.