Она напомнила, что еще в 2015 году Екатерининский дворец достиг максимума посещаемости – 900 человек в час. Поэтому были введены квоты для турфирм на посещение дворца организованными туристическими группами: чем больше турфирма, тем больше квот, чем мельче – тем квот меньше. Тогда же депутат Заксобрания Ольга Галкина обратилась в КГИОП, так как посчитала введение квот нарушением со стороны музея-заповедника.
НО ГМЗ «Царское Село» - федеральный музей, КГИОП не вправе указывать количество посещений тургрупп, пояснила Таратынова. Тем не менее, квоты отменят. Как в таком случае тургруппы будут «драться» за посещение Екатерининского дворца своими клиентами – дело самих представителей турбизнеса.
Туристические фирмы уже сейчас идут на разнообразные ухищрения. Например, представитель фирмы встает в очередь как одиночный посетитель, а когда очередь добирается до кассы, вырисовывается одна-две группы. Это порождает конфликты. Примерно 55 процентов посетителей Екатерининского дворца – это клиенты тургрупп.
Но Ольга Таратынова непреклонна – Екатерининский дворец и Янтарная комната, находящаяся в самом центре Золотой анфилады – популярнейшего маршрута по дворцу – не в состоянии вместить больше, чем могут и в целях сохранности экспонатов и безопасности посетителей. Она рассказывает, что после «высокого сезона» во дворце проводят уборку – фарфор и мебель покрыты слоем маслянистых отложений, паркет, несмотря на бахилы на ногах посетителей, истончается. Когда непрерывным потоком идут группы, то температура в некоторых помещениях дворца с недостаточной вентиляцией повышается под потолком до 29 градусов, что вредно для памятника.
После отмены квот на посещение Екатерининского дворца турфирмам придется самим регулировать ситуацию и улаживать конфликты. «Конечно, мы может сделать так, как это делается в ряде мировых музеев – регистрация и покупка билетов только через Интернет, - продолжала Таратынова, - как в Милане, чтобы увидеть фрески да Винчи, например, но я всегда говорю про условную «бабушку с внуком из Самары», у которых и Интернета-то может не быть, и они понятия не имеют про то, что попасть во дворец можно только таким способом, а вот взяли билеты, приехали в Петербург, потом к нам еще ехали на электричке – как лишить их шанса попасть в музей? Хотя рано или поздно мы придем, видимо, к продаже билетов таким образом».
В новом сезоне в ГМЗ «Царское Село» будет продолжена реставрация Александровского дворца, который постараются «приоткрыть» к 2018 году, как подчеркнула Ольга Таратынова – ведь работы идут практически за средства музея. 2018 год, напомним, – столетие расстрела царской семьи – хозяев Александровского дворца. В новом сезоне ожидается к августу 2017 – годовщине начала Первой мировой войны – открытие третьей очереди музея,посвященного этой войне.
Хотят в новом сезоне в Царском Селе открыть и неоготический павильон Шапель недалеко от Арсенала. «Мы ставим нерешаемые задачи и решаем их, - рассказывает Ольга Таратынова. – Восстановим всю аллею от Розовой караулки к Арсеналу, с кустами сирени, с цветочными партерами».
Еще одна из пока нерешаемых задач – потому что музей-заповедник сам не в состоянии это сделать – восстановление системы водоснабжения парковых прудов, которые пересыхают и зарастают. Таицкий водовод практически иссяк еще в начале минувшего века, речка Кузьминка обмелела. Водовод длиной 16 км проходит по территории Петербурга, Ленобласти, да еще по частным землям и сам музей не может решить проблему.