По версии следствия, через сайт газеты «Русь православная», редактором которой является обвиняемый, распространялись фильмы «Вечный жид» (снят в 1940-м году в Германии в ведомстве Геббельса) и «Россия с ножом в спине» (автор сценария и ведущий – сам Душенов). В газете и на сайте также содержались материалы, направленные на «унижение достоинства лиц еврейской национальности».
Собственно, обвиняемые и не пытаются это оспаривать. Но приглашенные ими специалисты стремятся доказать, что «в материалах, представленных на исследование, не содержится заведомо ложных фактов», а их «основой является русская культурная традиция, основанная на православном религиозном мировоззрении и русском национальном патриотизме».
Приглашенный адвокатами Душенова и его сподвижников священник Роман Зеленский доходчиво объяснил судье и прокурору, что, например, вопрос о ритуальных убийствах христиан, «в которых обвиняются представители радикальной иудейской секты хасидов», по сей день остается «спорным и острым».
«Споры вокруг различных точек зрения, - настаивает священник, - являются в исторической науке методом выяснения истины».
Кстати, сам Зеленский почему-то называет хасидов сатанистами – такую интерпретацию, наверное, тоже можно отнести к числу «спорных». Ведь, если заглянуть в энциклопедии, то выяснится, что хасиды убеждены в том, что Бог добр, а тесная связь между ним и человеком может быть установлена через выражение восторга, танцы, песнопения и молитвы.
Впрочем, отец Роман вряд ли станет заглядывать в энциклопедии. Он отмечает, что «особое значение для православного мировоззрения имеют взгляды, высказанные русскими Царями». И если государи Иоанн Грозный и Петр I препятствовали проникновению евреев на территорию России, то о чем можно еще говорить?
Справедливости ради стоит отметить, что ни Роман Зелинский, ни Алексей Успенский не получили благословения епархии, то есть, высказывали личную точку зрения. А когда они начали отвечать на вопросы эксперта – доктора исторических наук, члена богословского факультета Кембриджа Ирины Левинской, - возникло ощущение, что уважаемые специалисты не вполне компетентны в своей специальности.
И дело даже не в том, что оба они считали Талмуд секретной книгой, никогда не переводившейся с древнееврейского (на самом деле перевод на русский вышел в свет еще в 1913 году). Когда речь зашла о Новом Завете, отцу Роману потребовалось немало времени, чтобы вспомнить, на каком языке он был написан. Попытка установить, употребляется ли там термин «христиане», и, если да, то в какой книге, и вовсе не увенчалась успехом – Зеленский твердил, что даст ответ в письменном виде.
Не слишком продуктивной оказалась и дискуссия о соотношении временного и вечного у отцов церкви. В этом контексте возник вопрос о правилах, утвержденных Трулльским вселенским собором в конце 600-х годов.
Собор, в частности, запретил христианам лечиться у врачей-евреев. Значит ли это, что христианин, вызвавший бригаду «Скорой помощи» к заболевшему ребенку, должен сначала выяснять национальность врача?
Зеленский задумался, потом сказал, что, возможно, обстоятельства заставят его допустить нарушение, но потом он покается в этом грехе.
Успенский, судя по его словам, правила собирается выполнять свято. «Вы поинтересуетесь у врача, не еврей ли он?» - переспросила Левинская. «Нет, определю это визуально», - ответствовал священник.
А чуть позднее, объясняя прокурору, где он познакомился с распространяемыми Душеновым фильмами (между прочим, оба они официально признаны экстремистскими), Успенский ответил, что, мол, «прихожане приносили на службу, дисками обменивались». После этого уже трудно было усомниться в верности старой поговорки – каков поп, таков и приход…
…В судебных заседания объявлен перерыв до середины августа. Предполагается, что к этому времени суд получит ответы из санкт-петербургской епархии, позволяющие судить, насколько то, что пропагандирует Душенов, соответствует официальной позиции РПЦ.
Одновременно с этим будет поставлена точка в богословском споре – мы узнаем, должен ли христианин быть антисемитом, или это все-таки не обязательно.