Это будет самая большая персональная выставка Юкио Кондо в России. Художник создает картины в традиции японской живописи нихонга, возникшей в 8 веке нашей эры: в работе используются только натуральные материалы, художник полностью сосредоточен на деталях и философской сути своего труда.
Выставка Юкио Кондо уже побывала в Московской области, после Петербурга двинется в Москву, потом в Новосибирск и во Владивосток. Что же такое замечательное и удивительное покажет художник? Масанори Фукусима, генеральный консул Японии в Петербурге, по-русски так сформулировал, вспомнив Достоевского: «Один из великих ваших писателей говорил, что мир спасет красота, а я скажу – мир спасет искусство, и особенно – Юкио Кондо». А вообще увидеть настоящие картины в традиции нихонга – это редкость для России.
Итак, все создается на специальной японской бумаге, называемой «ващи». Её изготавливают вручную из переплетённых длинных волокон растений, она поэтому необычайно прочная. Краски для нихонга тоже специальные и называются «ива-эногу» - это минеральные натуральные краски, которые добывают из перетертых камней и раковин. В зависимости от измельчения одного минерала можно получить до шестнадцати (!) оттенков цвета. В картинах используют черную тушь, сусальное золото и серебро, тончайшую платиновую и алюминиевую фольгу.
Для грунтовки бумаги и для приклеивания минеральных красок используют коллагеновый клей, который называется «никава». И тут – внимание – этот самый клей добывают из шкур животных – кроликов, диких кабанов, оленей, коров и других. Как тут не вспомнить Яна Фабра с его чучелами погибших животных и не возопить – доколе!
Корреспондент MR7.ru задал вопрос художнику: неужели с восьмого века не удалось придумать ничего, чтобы не использовать части убитых животных? Господин Кондо сказал, что в ряде стран используют вместо этого клея сахар, вопрос про зоозащитников остался без ответа. На встрече журналистов с консулом, организаторами выставки и художником должен был присутствовать и глава Управления ветеринарии городского правительства Юрий Андреев, но его за пятнадцать минут до начала встречи вызвали в СК РФ по Петербургу – из-за дела о покусанном собаками ребенке.
А то можно было бы вспомнить, как недавно господин Андреев, побывав на выставке Фабра, буквально кричащей о судьбах несчастных животных, сказал, что наш российский человек такого искусства не поймет. Фабр нам прямо говорит: мир человеческий, даже создавая высокое искусство, использует убитых существ, в том числе и при грунтовке холстов, и при изготовлении кисточек для художников (кстати, щетина кистей в традиции нихонга – «фуди» имеет специфические особенности в зависимости от вида животного и мест его обитания).
Японский художник этого тоже не скрывает, но зоозащитникам и в голову не придет протестовать. Потому что на картинах, загрунтованных клеем из животных и созданных кистями из животных, мы увидим гармонию тончайшей живописи, а не жесткое послание миру? Хотя сам мастер свои работы разделил на две части. И не боится говорить о страшном, а не только воспевать гармонию.
Первая часть выставки посвящена природе, вернее, благоговению перед ней. Здесь вы увидите и Фудзи, и цветущую сакуру, и прекрасных животных. Причем художник аутентичен во всем. Он не рисует с фотографий, извлеченных из Сети, как многие современные мастера, он отправляется в длительные экспедиции в заповедник на Хоккайдо, чтобы делать зарисовки с натуры, которые потом использует в картинах.
Он строит иглу из снега, чтобы подкарауливать медведя, сидит в иглу без ружья, а лишь с баллончиком со слезоточивым газом. Он строит запруду, запускает туда рыбу и сидит в засаде, ожидая огромного филина, который прилетает на охоту. Так и работает, по-японски, в гармонии и с философским подходом.
Вторая часть выставки – про людей, и называется она «Утрачиваемое человеческое достоинство». Это портреты людей, пострадавших от войн и природных катаклизмов. Огромную картину «Цунами», размером 2 на 14 метров художник создавал с 1981 по 1984 год.
Художник намерен провести в Петербурге ряд мастер-классов, в том числе для слепых и слабовидящих детей и взрослых. Созданные в традиции нихонга картины таковы, что их можно трогать, на ощупь «видеть», а размельченные минералы дают возможность также на ощупь «увидеть» краски. Художник специально приедет 13 декабря с мастер-классом в школу для слепых и слабовидящих детей имени Грота, даст ряд мастер-классов для взрослых и детей с инвалидностью, и не только по зрению, непосредственно в галерее «Артмуза». Художник, будучи школьным преподавателем, много работал с детьми с особыми потребностями, а среди его близких друзей есть родители таких детей.
А 17 декабря в Петербург на выставку и мастер-класс Юкио Кондо приедут ученики художественных школ из Таллина и Кохтла-Ярве.
Кстати, вход на выставку в галерее «Артмуза» - свободный, и продлится она до 10 января.