Сальвадор Дали: искусство или массовая культура? › Новости Санкт-Петербурга › MR-7.ru

Культура

Сальвадор Дали: искусство или массовая культура?


версия для печати
В Музее Фабереже в Петербурге впервые в России представлена масштабная коллекция сюрреалистических и классических работ Сальвадора Дали. «МР» послушал, что говорят кураторы и взыскательная публика о главном художнике XX века: чего в нем больше – мистификации, поп-культуры или высокого искусства?
Сальвадор Дали: искусство или массовая культура? Фото: Сальвадор Дали. Геологическое Эхо. Пьета. 1982

Владимир Воронченко, директор Музея Фаберже:

Экспозиция готовилась долго и сложно. Мы потратили массу времени на переговоры с музеями, на уровне директоров получали согласие, но попечительские советы ряда музеев в конце концов нам отказали. Думаю, что из-за сложной политической обстановки. Однако то, что все-таки удалось привезти, — это уникально и масштабно. Ранние сюрреалистические пейзажи 1930-х годов — то, каким все знают Дали. Но самые интересные, на мой взгляд, работы относятся к середине 1970-1980-х. Время, когда Дали вернулся к истокам, к классике, увлекся Микеланджело. Его палитра резко посерела, что связано со смертью его музы — Галы. Наша выставка показывает революцию и традиции в творчестве Дали.

Константин Сухенко, председатель Комитета по культуре:
Почему Дали? Потому что весна! Это человек бесконечной жизненной силы, возрожденческой энергетики. Музей Фаберже подарил нам глоток свежего воздуха, самобытного, бесконечно живого, жизнеутверждающего взгляда на жизнь. Такие выставки и делают Петербург культурной столицей.

_Дали

Сальвадор Дали. «Воин», или «Los Embozados». По мотивам скульптуры «Лоренцо Медичи» с надгробия Лоренцо Медичи работы Микеланджело. 1982. Фонд «Гала-Сальвадор Дали».

Рубен Монахов, художник:
Для меня Дали — персонаж, относящийся, скорее, к категории «массовая культура», чем к категории «изобразительное искусство». Эпатаж и самопиар — это как раз из арсенала деятелей поп-культуры, и Дали ловко их использовал. Тем не менее, важно понимать, что одного эпатажа, само- и прочего пиара недостаточно. Нужен продукт, вокруг которого всё это будет вертеться. Гениальность Дали — в тонком понимании того, чем «зацепить» обывателя. Наследие Дали довольно обширно. Есть очень неплохая графика — тонкая, виртуозная. А живопись, на мой взгляд, сухая и «невкусная». Там больше трюков и штукарства, чем композиционных, колористических, и прочих живописных находок. Скажем так, это автор, которого надо знать, но не за что любить. Но Дали — часть истории культуры. И он оттуда уже никуда не денется. Вне зависимости от того, как относиться к его творчеству.

Андрей Геращенко, художник, Мастерская мозаики «ТАВР»:
Дали, на мой взгляд, один из немногих художников, который мог позволить себе, не учитывая мнения публики, делать вещи, которые могут не только удивить, но и даже шокировать. Тем не менее, он оставался и остается доступным для понимания большинства людей. Мне он симпатичен своей внимательностью к изображаемому предмету и четкостью представления об изображаемой фантазии. Что касается его влияния на искусство, то никто не будет отрицать, что его образы остаются актуальными и сегодня и, думаю, останутся такими еще очень долго. По поводу эпатажа, думаю, это побочный продукт любого творчества, у кого-то больше у кого-то меньше, но в любом случае он присутствует в каждом акте творения: только что ничего не было и вдруг появилось. Образы Дали вечны, и ничего с этим не поделаешь.
 

_Дали1

Сальвадор Дали. «В поисках четвертого измерения». 1979. Фонд «Гала-Сальвадор Дали».

До 2 июля
Музей Фаберже
200-450 руб. 

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате:
Дзен, «Вконтакте», Telegram, Дзен.Новости, Google.News

Лента новостей



}