Рабочий спросил Путина: нужно ли сохранить Исаакиевский собор как музей-памятник или же передать его Русской православной церкви.
«Неожиданный вопрос, тем более с Балтийского завода», - сказал Владимир Путин.
«Вот, что хочу сказать. Россия - светское государство. Таким оно сложилось и таким оно будет. И это первый постулат. Второе, после Октябрьской революции государство сделало все, чтобы уничтожить наши духовные и религиозные корни. Действовало очень последовательно и жестоко.
Многие церкви были уничтожены и снесены. Тогда государство попыталось создать квазирелигию и библию заменить на кодекс строителя коммунизма. Ничего не получилось. Были снесены многие храмы, уничтожено большое количество священников. В прямом смысле уничтожено в лагерях или просто расстреляно.
… Слава богу не поднялась рука уничтожить Исаакиевский собор.
Вы знаете, я конечно, смотрел на эту проблему. Он действительно церкви не принадлежал на самом деле и всегда числился за государством. Но и царь-батюшка был главой церкви. Можно сказать, что он и отчасти церкви принадлежал.
Он был построен как храм. Он был построен как церковь, а не как музей. Он был построен для отправления религиозных культов. Для того чтобы люди там молились.
А там что устроили в советское время? Маятник Фуко там повесили, чтобы подтвердить, что земля вертится. Ну то есть на самом деле это такой был музей атеизма. Квазимузей атеизма. В известной степени тонкое издевательство над религиозными чувствами.
Но его посещают миллионы людей, в том числе и из-за границы. И это совершенно очевидный факт. Поэтому у нас есть закон 2010 года о передаче религиозных зданий религиозным организациям. Вместе с тем и мы вроде бы должны исполнить. Вместе с тем у нас есть международные обязательства и другие законы, которые запрещают нам передавать в другие руки то, что является памятниками архитектуры. И находится под защитой ЮНЕСКО. Есть некоторое противоречие.
Но мы легко, на мой взгляд, выйдем из этих противоречий. Обеспечив и музейную деятельность и отправление религиозных культов. Я сейчас не хочу забегать вперед, но такие решения есть в мире. Ну, скажем в том же Ватикане собор Петра и Павла. Там ходят люди, экскурсии проводят. Поэтому нужно деполитизировать эту проблему. Забыть о том, что она существует как таковая.
С уважением относиться к религиозным чувствам людей и не забывать, что это здание строилось как церковь, а не как музей, но музейная функция там, конечно, должна сохраниться.
Как выстроить эти взаимоотношения. На самом деле это не так просто. Э-э, не так сложно сделать. Только не нужно ничего здесь накручивать и спекулировать на этой теме. Не нужно использовать, как инструмент мелкой внутриполитической возни», - ответил глава российского государства.