Это был предпремьерный показ, а премьера «67/871» состоится 8 сентября - в очередную годовщину дня начала Ленинградской блокады – в Берлине, в Theater unterm Dach.
Автор пьесы – Елена Гремина, российский режиссер, сценарист, драматург «новой драмы», руководитель Театра. Doc. «Пьеса 67/871 основа на интервью с петербуржцами, интервью, специально собранными для этого спектакля. Интервью получились потрясающими. А ещё немецкие партнёры проекта специально перевели письма немецких солдат, осаждающих Ленинград во время блокады. Это просто ад, и сердце замирает это читать. Пишет вот лётчик, своей сестре и зятю - мол, он не как Томми, который пальнет бомбами куда придется и улепетывает в страхе перед зенитками, я мол всегда потом выпускаю сигнальную ракету - посмотреть, куда легли мои бомбы!
В общем, кто в Питере, приходите и увидите. Эберхард Кёлер - очень интересный молодой немецкий режиссер. Работать с ним очень интересно», - написала Гремина в соцсети перед предпремьерным показом спектакля в Петербурге. Эберхард Кёлер вчера, перед началом спектакля, говорил о своей семье: «Среди моих были те, кто служил в Вермахте, и таким, образом, несли ответственность за преступления, совершенные нацистами, был и прапрадедушка, который, можно так сказать, пытался сопротивляться режиму, как мог: он был руководителем школы для глухонемых и препятствовал принудительной стерилизации этих людей, которую проводили нацисты.
Кёлер задал петербургским зрителям перед началом спектакля вопрос – кто из них знает, что такое «Белая роза». Среди почти сотни человек нашлось два-три, кто знал, что в Третьем рейхе с июня 1942 до февраля 1943 года в нацистской Германии действовала под таким названием подпольная группа сопротивления фашизму, созданная студентами Мюнхенского университета, семь из девяти участников группы были казнены нацистами. Кёлер сказал: «Среди вас практически никто не знает о «Белой розе», хотя в Германии про них знают все, про них написано в школьных учебниках, но если бы я задал в Германии вопрос о блокаде Ленинграда, я боюсь, что там мало кто ответил бы мне, что хорошо знают, что это было».
Да, это факт – блокада Ленинграда до сих пор не столь известна, как, допустим, Сталинградская битва. На месте бывшего правительственного квартала в Берлине там, где было здание гестапо, а теперь общедоступный музей «Топография террора», рассказывающий о преступлениях немецкого фашизма в разных странах, вы не найдете стенда о блокаде Ленинграда.
В Гамбурге в 2015 году и в минувшем году в Новом музее в Петербурге прошла выставка молодых художников из Германии и России «900 и еще 26 000 дней» - молодые люди с помощью современного языка искусства осмысляли: что такое блокада и блокадная память.
Пьесу Греминой тоже играли молодые актеры. Как рассказал Данила Корогодский, летом 2018 года спектакль будет снова показан в Петербурге – на русском и немецком языках.
Цифра 67 в названии спектакля – это число тех блокадников, которые рассказали свои истории, которые легли в основу пьесы Елены Греминой. Очень страшные и очень честные истории: о том, как люди оставались людьми или хотя бы пытались оставаться людьми в нечеловеческих обстоятельствах. Это истории боли и ужаса – ведь те, кто рассказывал, тогда были детьми, и страдали от голода и холода. В спектакле звучат и тексты из дневника Ольги Берггольц и стихи ленинградского художника Павла Зальцмана, пережившего блокадную зиму.
В финале письмо немецкого летчика, бомбившего Ленинград и погибшего спустя две недели, как это письмо дошло до адресатов в Берлине, прочитал Эберхард Кёлер.
Данила Корогодский перед началом спектакля сказал о том, насколько сейчас нам всем необходимо говорить правду, не бояться ее.