Классная работа над нравственностью › Новости Санкт-Петербурга › MR-7.ru

Общество

Классная работа над нравственностью


версия для печати
На этой неделе появилась новость, что представители родительского сообщества обратились с предложением в Минобрнауки сделать обязательным учебный курс «Нравственные основы семейной жизни». В ведомстве инициатива была «воспринята положительно», а вопрос о добавлении курса в обязательную часть программы будет рассмотрен в ходе обсуждения с сообществом. MR7 включается в эту дискуссию.
Классная работа над нравственностью Фото: http://vneshnost.net

Честно говоря, проходная статья была готова практически сразу после появления новости. Однако появилось желание как можно более разносторонне подойти к этому вопросу. И чем дальше углубляешься в проблематику, тем больше возникает вопросов, и тем меньше на них ответов.

Курс на многодетность и семейность

Cуть нововведений, предложенных священником и православной монашкой, такова. Учебный курс для старшеклассников «Нравственные основы семейной жизни» поможет школьникам освоить «систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре», и подготовит их «к созданию крепкой многодетной счастливой семьи».

Разработчики курса — екатеринбургский священник Дмитрий Моисеев и монахиня Среднеуральского женского монастыря Нина (Крыгина). Впервые уроки семейных ценностей в российских школах начали проводить еще в 2009 году в нескольких пилотных регионах. К 2017 году курс внедрен уже в 60 субъектах РФ.

Но на этом «нравственники» не остановились и обратились в Минобрнауки. По итогам встречи замглавы ведомства Татьяны Синюгиной с главой Ассоциации родительских комитетов Ольгой Летковой было принято решение рассмотреть возможность включить курс «Нравственные основы семейной жизни» в обязательную школьную программу. «В целом наша инициатива воспринята положительно, — рассказала госпожа Леткова.— Этот вопрос возникает не впервые, но замминистра сказала, что сейчас это своевременно и разумно».

Соавтор учебника отец Дмитрий Моисеев пояснил «Дождю» о чем идет речь:

— Этот курс будет включать, прежде всего, темы, касающиеся различных аспектов семейной жизни. Старшеклассники уже готовятся к выходу во взрослую жизнь, поэтому они ожидают взрослого разговора с учителем. Поэтому основная форма работы со старшеклассниками — это будут беседы, диалоги на тему семьи.

Начинается урок обычно с просмотра короткой видеолекции, сделанной на основе известных песен по теме семьи, а дальше идет раскрытие тематики различных аспектов семейной жизни — от момента ее зарождения до состояния развитого брака.

От старшеклассников, прежде всего, ожидается заинтересованное участие, то есть у них уже сформированы определенные взгляды на жизнь, на семью. И вот эти взгляды должны быть соотнесены с культурным кодом, научным наследием, которые имеются в настоящее время. Решается эта задача в рамках данного курса.

Коллеги из издания «URA.RU» выяснили, что священник Дмитрий Моисеев — легендарная личность на Урале: биолог по образованию, в начале 90-х он участвовал в организации национальных парков «Таганай», «Зюраткуль» и заповедника «Аркаим». В 2001-м стал священником, сейчас он — настоятель храма в честь мученика Иоанна Воина в Алатыре (Чувашия). Но самое интересное в том, что Моисеев — один из создателей центра защиты семьи «Колыбель», которая установила в Екатеринбурге бэби-бокс (устройство для анонимной передачи новорожденного в детдом).

У Нины Крыгиной образование педагогическое. Сейчас она монахиня Среднеуральского женского монастыря «Спорительница хлебов» (того самого, которым руководит легендарный старец Сергей Романов — духовник Натальи Поклонской, Павла Дацюка и многих других VIP). Матушку Нину можно смело назвать одной из главных в монастыре — ее родная сестра-близнец игуменья Варвара — настоятельница данной обители.

Спасаем нравственность

Но эта информация — просто анкетные данные. Отбросив же все возможные отторжения противников этой инициативы, мол, идея исходит от РПЦ, а также крайне позитивный настрой самих священнослужителей и примкнувшим к ним родителям, хочется поговорить по существу.

Поборники курса говорят о том, что в России один из самых высоких в мире показателей разводов, еще более печальная статистика по абортам, особенно в весьма юном возрасте. Ну и приходится добавить еще и неполные семьи. Поэтому, по их мнению, и необходим курс для школьников, дабы последние прониклись таинством брака и поступали бы благоразумно.

Идею одобряет протоиерей Всеволод Чаплин. «Курс должен нести ценности целомудрия, многодетной семьи, чтобы исключались аборты, разводы, промискуитет, извращения. Свободная любовь убивает душу и тело, все это развращает человека. Я рад, что такой курс сегодня появился», — отмечает священнослужитель.

Чаплин продолжает:

— Государство не должно самоустраняться от этой темы. Не случайно ведутся споры о том, что именно в школах будут говорить об отношении полов, нужна ли семья… Почему монахиня и священник не могут предложить свою образовательную программу? В 90-х в школы пытались протащить программу о внебрачных связях как нечто нормальное, рассказывали школьникам чуть ли не о зоофилии. Хорошо, что программу остановили. А в России нужно повысить рост населения. Сейчас есть вакуум, он опасен, его нужно заполнить альтернативой тому, что предлагалось в 90-х.

Кроме самого курса, нужно безжалостно и шокирующе показать школьникам, чего делать не надо. Показать через картинку! Например, облеванный сортир после вечеринки в клубе с наркотиками и спиртным. Или аборт — убийство уже живущего человека. Такие картинки должны быть показаны в школе в обязательном порядке! Пусть через шок и слезы, но человек 14−15 лет должен понять, что все это не любовь, а грязь и гадость!

Выпускница отделения теологии Псковского госуниверситета Юлия также считает идею внедрения в школьную программу «Нравственных основ…» правильной, но по ее мнению «это стоит делать еще раньше, в классе пятом-шестом». Она ссылается на практически полную безнравственность учеников.

Да, ее смущает отсутствие квалифицированных учителей, «но это как и во всем нашем обществе — катастрофическая нехватка специалистов». Она также не уверена, что все школьники сумеют оценить эти знания, «но может кто-то, через несколько лет после школы, встав перед самым главным выбором, вспомнит, что „а мне об этом в школе уже рассказывали“ и сделает правильное решение».

Не школьное это дело

Такое мнение имеет право на существование, но есть и противоположные позиции. Председатель комиссии по образованию Заксобрания Петербурга Максим Резник считает, что в таком курсе «нет необходимости». «У нас был курс Этика и психология семейной жизни в рамках предмета обществознания, но его вели далеко не лучшие специалисты, и он был абсолютно бесполезен», — поясняет парламентарий.

С другой стороны, такой предмет еще больше загрузит учеников старших классов и «непонятно, какой предмет высвободят под изучение данной дисциплины». Резник уверен, что «если бы ввели дополнительный урок истории — это было бы значительно полезней» как для учеников, так и для общества, и для укрепления семейных ценностей. Ну, а получение этих ценностей «должно происходить в семье».

Преподаватель биологии одной из петербургских школ Екатерина уверена, что это не школьная программа: «Что есть семейные ценности, и кто этот курс сможет преподавать? Это семья должна делать, причем на своем примере. И нельзя это навязывать, особенно подростку — вдруг замуж не хочется? Ну и вообще вряд ли подростки, забросив гаджеты, с рвением станут слушать курс, особенно непутевого преподавателя».

Руководитель Центра образования № 110, г. Москвы, заслуженный учитель России Евгений Ямбург пояснил на днях Общественному телевидению: «Не понимаю тенденции: вот плохо с экономической грамотностью — давайте введем предмет в школе, год экологии — давайте урок экологии: как раздельно собирать мусор. Но катафалк-то не резиновый, все вместе не поместимся».

С другой стороны, в связи с серьезной загрузкой учеников придется что-то сокращать. «Мы что, сократим русский, математику или историю? — Вопрошает Ямбург. — Если грамотно преподавать литературу и историю, то тогда курс семейной нравственности не нужен». К тому же, по словам педагога, «у каждой семьи свое представление о нравственности и как это учесть? Введение такого курса не реалистично, это попросту опасно».

Доктор Лев Щеглов тоже в числе противников: «Идея вызывает у меня недоумение, печаль и большое раздражение, потому как семейная, подростковая и детская психология, развитие морально-нравственных качеств, сексуальной сферы человека — это предмет научных исследований и рекомендаций. Что его будут читать монахи, еще 10 лет назад было представить невозможно. Это воспринимается как дурная шутка».

«Если кто-то хочет это изучать — пускай идут в воскресные школы. Все-таки у нас пока Конституция — основной закон, а по нему церковь отделена от государства. Школа — это пока государство. То, что предлагается — это в 10 раз даже хуже, чем было, когда ничего подобного вообще не обсуждалось. Предмет нужен, но его должны готовить и вести специалисты под контролем общественности», — поясняет специалист.

В поисках эстетики

По большому счету, хочется понять, чему же учить детей в школах? Вот так, как замечает Ямбург, стихийно — заметили пробел, бежим вводить новый курс? Или все же комплексно? Лично мое, простите, мнение как бывшего ученика и отца ребенка уже закончившего школу, то учить надо не конкретно даже предмету, а умению его понимать. Не зубрежке учебника, а умению в нужный момент добыть информацию. «Погуглить», но у себя в голове и сопоставить полученные навыки и знания.

Вот откуда появляется нравственность? Из учебника? От педагога? От родителей? Хороший учебник, хороший педагог, да и в семье у родителей полный лад — это крайне редко получается, чтобы все срослось. А нравственность внедряется в нас посредством уроков литературы, музыки, истории, рисования. Все ли школьники хоть раз были в Эрмитаже или в Русском музее? Но именно там закладывается эстетика. И подросток, который получил должную прививку в детстве и о семье будет думать по-иному, и с плохим и хорошим не ошибется.

А что предлагается? Мелом расчертить асфальт на квадратики? В школе, например, тебе будут увещевать, что Крым — наш, а родители тебе скажут противоположное. Если преподаватель говорит, что врать и воровать плохо, а в третий понедельник сентября ты узнаешь, что он (она) мухлевал (а) на избирательном участке. И как-то наперекосяк пойдет все это ваше внедрение нравственности.

Что же нам предлагается «взамен распущенности и хулиганства», да еще и в переходном возрасте? Вот прямо так и вижу, как ученики, побросав свои гаджеты, прильнули взором и ушами на преподавателя.

Учебник — умнее

Журналисты из «URA.Ru» (им простительно, в Екатеринбурге они ближе к авторам, я же книгу заказал, но сами понимаете, «Почта России», пока не получил) проштудировали учебник 11 класса. Вот кратко из их трактовки:

— В первом же параграфе («Уроки семейного взросления») авторы берут с места в карьер — он посвящен возрастным кризисам семейной жизни (год совместной жизни, время после рождения первого ребенка, 3−5 лет, 8−12, кризис «стоптанных тапочек» — когда люди становятся неинтересны друг другу). «Искусство одно: всякий день начинать так, как если бы он был первый после свадьбы», — рекомендуют составители, апеллируя к мудрости Святителя Феофана.

Но о том, что происходит до создания семьи — о чувствах подростков, первых влюбленностях — ни слова: в картине мира авторов учебника молодые сразу вдруг оказываются в браке. «Почему, вступая в брак, нужно ориентировать себя на всю жизнь?» — спрашивают они 11-классников. Дальнейшее повествование объясняет: чтобы не случился развод.

Развод в понимании авторов — это всегда только плохо. Совершенно справедливо рассказывается, что оба супруга переживают развод очень тяжело (и ни слова о том, как можно выходить из кризисных ситуаций в семье — например, о семейной психотерапии). При этом авторы идут на обман читателей, заявляя, что после развода личные проблемы супругов резко возрастают.

«Возникают новые трудности, потери в доходах, невозможность встречаться с общими друзьями, проблемы во взаимоотношении с детьми», — пишут создатели учебника (жизненная практика зачастую показывает обратное. Некоторые люди, сумев разорвать привычные, но болезненные отношения, начинают, наконец, жить полной жизнью, открывают новые возможности, получают более высокие доходы, находят счастье и заводят детей — по мировой и общероссийской статистике, именно вторые браки — самые счастливые и удачные).

Не приемлют авторы учебника и гражданский брак, который, по их мнению, способен привести только к трагедии. «Женщины платят за такую безответственность, теряя „фактического“ супруга, оставаясь матерью-одиночкой», — заявляют православные педагоги. Добрачные отношения тем более подвергаются критике. Но о том, как сделать, чтобы первый брак остался единственным (например, более ответственно подходить к выбору партнера, да хотя бы банальное «любить не за красоту, а за красоту души») — у авторов не сказано ни слова.

Среди причин разводов (эгоизм супругов, безответственность, желание переделать человека на свой лад) особо выделяются три: измена, аборт и контрацепция. В изменах, как оказывается, виноваты медиа. «Современная реклама и СМИ играют роль разрушительных сил, пропагандируя разврат и свободу чувственных влечений, — пишут авторы. — Тем самым они изначально „тренируют“ человека изменять супругу, делают нормальными „свободные отношения“ — сначала в мыслях и чувствах, а потом на деле… Все это приводит к супружеским изменам и краху семьи. Особенно нетерпимы в отношении измен мужчины», — говорится в учебнике.

Достается и контрацепции: она «убивает любовь», потому что делает ее «бесплодной, мнимой». «Любовь, в которой исчезает жертвенность, связанная с появлением детей, есть уже не любовь, а самолюбие», — уверены составители пособия. О таких темах, как планирование семьи и виды контрацепции, разумеется, ничего не рассказывается.

Абортам же просто выносится приговор: заявляется, что в 90% процентах разведенных семей делались прерывания беременности. «Убивая детей, человек убивает и собственную любовь», — говорят авторы, рассказывая подробно о постабортном синдроме (который проявляется как у женщин, так и у мужчин).

Ну и так далее. Со всем согласны? Тогда бегом к директору школы с требованием курса. Только помните и свой опыт. Он точно не по учебнику.


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате:
Дзен, «Вконтакте», Telegram, Дзен.Новости, Google.News

Лента новостей



}