О том, что во время маневров столкнулись два истребителя, сообщили все СМИ. Как и о том, что Владимир Путин, посетивший авиасалон «МАКС-2009», где и произошла трагедия, съел там мороженое за 70 рублей.
О том, что один из истребителей упал на поселок, сообщили вскользь. О том, что одна из пострадавших с ожогами 80 процентов тела находится в больнице, – и того меньше. На открытии шоу Путин заявил, что финансирование авиастроения за пять лет увеличилось в 20 раз, но ни слова не сказал, за чей счет восстановят дома, которые разрушил самолет, принадлежавший Министерству обороны.
Понятно, что, по сравнению с контрактами, заключенными на выставке, обломки дома – это, извините, чепуха.
Министерство обороны этот факт даже не стало комментировать.
Поначалу помощник главкома ВВС Владимир Дрик сообщил, что на земле «жертв и разрушений нет». Оно и понятно: когда идет такой пиар мощи «крыльев Родины», жителей можно не заметить. Хуже другое.
Пока Министерство обороны отмалчивалось, компания-страховщик «МАКСа-2009» заявила, что авария случилась до открытия салона, застрахованы были посетители и участники, а не обитатели окрестных деревень, и вообще, столкновение двух самолетов в договоре не прописано. А потому это не страховой случай.
Услышав такое, дачники в ужасе вцепились в обломки самолета – они резонно решили, что если военные заберут «вещдок», то потом и вовсе заявят, что с неба ничего не падало. Представители местной администрации долго жались, но пообещали немножко денег дать – 50 тысяч рублей на «хозяйство».
Чиновников понять можно. Это был не их самолет. По мнению адвоката Игоря Трунова, который взялся защищать пострадавших, «нанесенный вред должен возместить владелец самолетов», то есть Министерство обороны. А оно молчит, как молчало два месяца назад, когда в Ленинградской области по дачникам палил корабль ВМФ.
Истребители падают везде – не только в России. В 2007 году в Южной Каролине (США) во время авиашоу F-18 упал на жилые дома. На следующее утро представитель Минобороны США уже встречался с пострадавшими, обсуждая вопросы компенсации.
Притом что домишки в округе были, мягко говоря, бедненькими и разрушения – не катастрофическими, в течение года военные выплатили жителям около полумиллиона долларов. Даже не доводя дело до суда!
На мой наивный вопрос – к чему такая щедрость – американские коллеги из местной газеты в один голос ответили: авиашоу – это показ достижений, на который тратятся миллионы. Портить репутацию заведомо проигрышными исками – себе дороже.
Оказывается, дело вовсе не в высокой морали, а в стоимости репутации. Время покажет, знакомо ли такое понятие, как «репутационные потери», нашему Министерству обороны.
Кстати
В начале июля генпрокуратура выявила в ВВС крупные хищения денежных средств – 660 миллионов рублей. Это так, к слову. Неплохая сумма для компенсации ущерба дачникам.