В большой партии икон, изъятых у контрабандистов ФСБ в результате мероприятий по противодействию незаконному перемещению культурных ценностей через российскую таможню, искусствоведческой экспертизой выделены произведения, имеющие художественное и историко-культурное значение. После их обращения в собственность государства, по вступившим в законную силу судебным решениям некоторые из этих памятников определили для передачи в ГРМ. Среди 13 отобранных икон — образцы живописи Нового времени
Наиболее интересным по исполнению и сохранным по живописи можно назвать образ Богоматери «Моление о народе», в позднее время получивший неточное название Боголюбской, что и закреплено в именовании на самой иконе. Среди предстоящих святых — четыре московских митрополита, Иоанн Предтеча, мученник Никита, а наверху выделены мученники Андриан и Наталия, празднуемые в один день — 26 августа, отражающие патрональный характер произведения.
С искусством Палеха — одного из ведущих иконописных центров Нового времени — связана икона поясного апостола Иоанна, представленного в момент создания Евангелия и с фигурой Ангела Премудрости Божией, «нашептывающего» святому текст Писания. В руках евангелиста не только полураскрытая книга и перо, но и другие письменные принадлежности — чернильница и подставка под перья. Такая иконография получила широкое распространение с XVI века и стала особенно популярной у палешан, считавших апостола Иоанна покровителем иконописцев.
Еще одна икона с оплечной фигурой Николая Чудотворца, получившего именование «Отвратного», поскольку повторял надвратное изображение святителя, также была характерной для творчества мастеров владимирских иконописных сел, особенно палехских художников. Среди других произведений — несколько различных изводов Богородичных икон — Одигитрии, Троеручицы, Печерской (с образами предстоящих преподобных Антония и Феодосия Печерских), Неопалимой Купины; а также сцены праздников — камерного Введения Богородицы во храм, написанного в одном из поволжских старообрядческих центров, и Рождества Богоматери, скорее всего, исполненного в Холуе во второй половине XIX века, снабжавшего иконописной продукцией всю Россию.
Еще три иконы представляют собой характерный тип избранных святых, которые заказывались в качестве домашних моленных образов. Изображение великомученника Власия Севастийского, несмотря на плохую сохранность, интересно как пример редкого житийного повествования святителя, получившего распространение с XVII в., отличавшегося тем, что сцены жития размещались не на полях, а непосредственно в среднике, у ног чудотворца.
Каждое произведение нуждается в серьезных консервационных мероприятиях: реставраторы Русского музея, как только составят необходимые учетные документы, приступят к укреплению грунта и красочного слоя вновь поступивших в Музей памятников поздней русской иконописи. Это уже вторая передача икон XVIII-XIX столетий из ФСБ в Государственный Русский музей (предыдущая состоялась в декабре 2015 года). В целом передаваемые УФСБ области иконы отличаются значительным разнообразием живописных приемов, временем и местом исполнения, необычной иконографией, что расширит фонды Русского музея и позволит экспонировать произведения на различных временных выставках.