Забастовка избирателей в Петербурге начинается с превентивных задержаний.
Под предлогом установления личности утром в воскресение 28 января 2018 года полиция задерживает координатора молодежного демократического движения «Весна» Богдана Литвина и волонтера петербургского штаба Навального Дмитрия Мякшина. Последний и так находится под подпиской о невыезде. На митинге Навального 12 июня 2017 года Мякшин упал на полицейского, но полицейский и следствие считают, несмотря на имеющуюся видеозапись, что молодой человек ударил сотрудника ППС.
Мякшина вместе с еще одним активистом — Макаром Дьяконовым — доставляют в 76-й отдел полиции, а Литвина — в печально известный 78-й отдел (позже выяснилось, что полицейские сказали, что везут в 78, а привезли в тот же 76).
На всех улицах, примыкающих к площади Пролетарской Диктатуры, дежурят по одному-два автозака Росгвардии, машины полиции и две машины центра «Э», нашпигованные камерами и микрофонами. Больше всего техники скопилось у Смольного собора. На интерактивной карте Комитета благоустройства видно, как тут же стоят машины, которые должны чистить город, а не перекрывать улицы.
Протестующие собираются у Федерального дома. Напротив — пропилеи Смольного, проезд между которыми перегорожен бетонными блоками, между колонн натянута лента и выставлен наряд Росгвардии.
Затем народ смещается на аллею у бывшего Дома политпросвещения КПСС. Люди вереницами тянутся от Суворовского проспекта и станции метро «Чернышевская». К началу акции, 14 часам, на аллее как минимум тысяча человек.
В руках у протестующих не только красные картонки «Навальный», но и плакаты с лозунгами.
Некоторые пришли с цветами, которые пытаются дарить полицейским. Люди скандируют: «Нет выборов без выбора!», «Мы здесь власть!», «Путин — вор!», «Мы не скот! Выборам — бойкот!»
Митинг начинается.
Члены штаба через мегафон кричат про коррумпированную власть, полиция через мегафон предупреждает о незаконности митинга.
Перед собравшимися выступил соратник Михаила Ходорковского — Андрей Пивоваров. К началу акции на аллее уже более двух тысяч человек.
Полиция, по-прежнему, никого не задерживает.
Толпа начинает движение в сторону Тверской улицы. Снегоуборочные машины перекрывают Тверскую со стороны Ставропольской, Росгвардия — со стороны Кавалергардской. Координатор петербургского штаба Денис Михайлов со сторонниками отрезан от основной толпы. Большая часть людей в оцеплении. В окружении людей оказывается машина ДПС, под дворники который запихивают картонки «Навальный» и красные гвоздики.
Примерно через сорок минут после начала акции задержали еще одного волонтера штаба — Александра Кирпичева. Также начинаются задержания на Таврической. Росгвардия, хоть и не имеет полномочий задерживать, хватает среди прочих корреспондентку «Дождя» Евгению Зобнину. В самом ведомстве нам сообщали, что росгвардейцы накого не задерживали, эти процессуальные действия производили только полицейские.
Один из гвардейцев, со слов Зобниной, ударил ее по почкам. На последней акции Навального, 7 октября 2017 года, правоохранители также отличились, разбив голову активистки группы помощи задержанным Марине Букиной. Позже пресс-служба Росгвардии все отрицала. В ведомстве утверждают, что его сотрудники не прикасались к Марине Букиной.
Толпа кричит: «Четвертый срок — тюремный!» Примерно без десяти три поступает внезапный приказ снять оцепление и люди возвращаются на площадь, поворачивают на Шпалерную улицу и двигаются в сторону Таврического сада. Шествие идет по тротуарам. ДПС только предупреждает о том, что нельзя выходить на проезжую часть. Демонстранты несут растяжку «Без Навального это не выборы».
В районе дома 33 протестующие устраивают «вечный переход», переходя туда сюда на нерегулируемом пешеходном переходе. Пропускают только скорую помощь и гражданские машины, полиции и снегоуборочным машинам не проехать. Забава прекращается только тогда, когда подъезжает автозак Росгвардии.
Толпа выходит на Литейный проспект и поворачивает к Большому дому. Люди кричат: «Долой власть чекистов!» и показывают штаб-квартире ФСБ средние пальцы. Литейный от Кирочной улицы в сторону Невского перекрыт Росгвардией. Люди дворами выходят на Моховую улицу под барабанный бой. Один их протестующих несет барабан, под ритм которого толпа кричит: «Едро — в помойное ведро!»
Перекресток Моховой и Пестеля тоже перекрыт. Повернувшись спиной к храму Симеона и Анны, где Путин встречал это Рождество, люди шагают в сторону Марсова поля. Там протестующие решают идти на Дворцовую, однако Миллионная улица тоже блокирована. Мимо Спаса на Крови люди выходят на Невский, чтобы пройти через арку Главного штаба. Выясняется, что все подступы к площади закрыты. Толпа поворачивает по набережной Мойки к Певческому мосту и с криками «Пропускай!» стоит у оцепления Росгвардии. Никаких задержаний не происходит.
Люди решают идти на Невский, а оттуда — на площадь Восстания, как это случилось 7 октября 2017 года. Но на четвертом часу прогулки люди начинают уставать и постепенно спускаться под землю в близлежащие станции метро. Тем не менее, фактически центр города «захвачен» примерно семью тысячами гуляющих и рассерженных горожан.
В Петербурге за этот день задержали десять демонстрантов, но всех, отпустили без составления протокола.
Фото: Сергей Кагермазов, Сергей Ковальченко
UPD: в 8:33 29 января 2018 года пресс-служба Росгвардии по СПб прислала письмо в редакцию MR7.ru со словами: «…на несанкционированной публичной акции, проходившей в Петербурге 28 января, сотрудники Росгвардии не производили задержаний. Факт задержания корреспондентки „Дождя“ и, соответственно, нанесение ей телесных повреждений сотрудниками ГУ Росгвардии является недостоверным».