Главной опасностью, по мнению правозащитников, остается незаконный отбор паспортов. Андрей Калих, представитель Центра развития демократии и прав человека, обозначил четыре цели отъема паспортов у призывников.
Первая – это возможность посылать солдат РФ на службу в другие государства. Так, Элла Полякова, представитель «Солдатских матерей Санкт-Петербурга», подтвердила информацию, что во время российско-грузинского конфликта в Южной Осетии по меньшей мере у 300 военнослужащих по призыву на границе с Осетией отобрали паспорта. Таким образом, исключается возможность доказать факт их участия в боевых действиях.
Вторая – это дальнейшее принудительное записывание военнослужащего в контрактники. Как сообщила Полякова, делается это весьма «добровольно»: на служащих оказывается давление как и из офицерского состава, так и в казарме. Из материалов, предоставленных организацией «Солдатские матери»:
В Комитет солдатских матерей Орловской области обратилась тетя военнослужащего в/ч 89574 (г. Владикавказ), которая рассказала, что семья не позволила ему взять паспорт с собой в армию. (Он был призван в декабре 2007 года). Когда прошло полгода, командир стал заставлять его заключать контракт, но он наотрез отказывался. Офицеры настойчиво писали и несколько раз звонили (даже когда парень после избиения лежал с сотрясением мозга в госпитале) его отцу, чтобы тот выслал им паспорт, но он так и не сделал этого.
Очевидно, отсутствие паспорта в данном случае оказалось решающим для защиты солдата от принудительного зачисления в контрактники.
Третья цель отбора паспортов заключается, по словам правозащитников, в дальнейшей возможности «продажи» военнослужащих в рабство. Элла Полякова заявила, что в её практике был случай, когда солдат 5 лет был, в прямом смысле слова, рабом – переходил от одного хозяина к другому.
Наконец, паспорта отбирают просто для того, чтобы незаконно оформить на него кредит или ради другого мошенничества. Если раньше такая практика была незаконна, то в октябре 2007 года была принята поправка, практически разрешившая отбор документов. Суть такой «лазейки» заключается в том, что из-за грамматической ошибки в растиражированных документах, содержание можно понимать по-разному.
Сравните:
«В день отправки призывников на сборный пункт проверяется полнота их явки, проводится опрос о состоянии здоровья и проверяется наличие паспорта гражданина РФ и удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, которые в этот же день у них изымаются, а взамен под личную подпись выдаются военные билеты».
Вариант, опубликованный «Российской газетой», размещенный в системах «Гарант» и «Консультант»
«... проверяется наличие паспорта гражданина РФ и удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, которое в этот же день у них изымается, а взамен под личную подпись выдается военный билет».
«Подлинный экземпляр» Министерства обороны РФ
Кто допустил такой «пустячок» – неизвестно. Известно лишь, что заявила Генпрокуратура: «... По требованию органов военной прокуратуры должностными лицами Минобороны России опечатка устранена...» ( из письма Генпрокуратуры РФ). Дело за малым - осталось лишь сообщить об исправлении во все части и призывные пункты страны.
Как не попасть в плен контракта или в рабство? Элла Михайловна советует призывникам носить с собой нотариально заверенную копию паспорта, а паспорт «давать посмотреть» только из рук.
«Запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ»,- написано на последней странице в паспорте. Рабство и служба по контракту к этим случаям не относятся.