Николай Гумилев писал стихотворение «Мои читатели» абсолютно серьезно — его читатели должны были быть именно такими — воинами, бродягами — сильными, злыми, веселыми.
Художники, которых собрал некогда создавший Санкт-Петербургскую академию современного искусства бессмертных Феликс Волосенков для выставки, посвященной Николаю Гумилеву, стихи поэта не иллюстрировали. Они представили свою Африку или «условно про Африку» — нечто вольное, не страшное, иногда таинственное, а иногда смешное.
«Не ходите, дети, в Африку гулять», — предостерегал современник Гумилева Корней Чуковский в сказке «Бармалей» в 1925 году, когда Гумилева уже четыре года не было на свете.
Это шутливое предостережение о ненастоящей Африке с придуманным на Петроградской стороне Бармалеем — ближе к выставке, что развернулась в Большом выставочном зале Фонтанного дома, чем собственно история абсолютно серьезного Африканского путешествия Гумилева.
Но Африка для Гумилева была пространством неизведанным, пространством свободы, а творчество — это ведь тоже свободное пространство. Придумывая когда-то, теперь уже можно сказать в довольно далеком 1994 году свою «Академию бессмертных», ниспровергатель канонов Волосенков эту же цель и преследовал — поддерживать все новое и свободное в искусстве.
На выставке в музее Ахматовой — звездный состав: Арон Зинштейн, творческая семья — Феликс Волосенков, Наталия Цехомская и Алексей Ярыгин, Валерий Лукка, Олег Яхнин, Наталья Клёмина и другие петербургские художники, некоторых уже нет среди живых, как Надежды Эверлинг. Но их картины тут. «Искусство — окно, сквозь которое Магия Повседневной Жизни проникает в наш дом, обогащая жизнь, наполняя её тайной…», — это слова Алексея Ярыгина, но и Николай Гумилев, наверное, с ними бы согласился.