Играем в футбол — вместо метро
На выезд из района у жителей есть всего лишь три магистрали — проспект Стачек, пр. Маршала Жукова и Ленинский проспект. Выездов на КАД — всего два — через Дачный проспект и Таллинское шоссе. В часы пик всюду пробки. Нагрузка на существующие магистрали — на пределе возможностей. Метро здесь жизненно необходимо и это было понятно еще в конце 70-х и 80-е годы ХХ века во время бурного роста жилой застройки, когда в соседнем Кировском районе появились две станции: Ленинский пр. и пр. Ветеранов. Они тоже перегружены — по утрам на вход в вестибюль выстраиваются очереди.
Строительство Красносельско-Калининской линии метро (ККЛ) было запланировано более 30 лет назад в комплексной транспортной схеме развития Ленинградского метрополитена 1987 года. Эта линия подземки должна была соединить Стрельну, Юго-Запад, Кировский район и Московскую заставу. По советскому плану к 1995 году обещали сдать участок, протяженностью 11 километров со станциями: «Улица Партизана Германа», «Улица Десантников», «Улица Маршала Казакова». Потом планы поменяли и должны были быть построены «Казаковская», «Кировский завод-II» («Путиловская»), «Ново-Измайловская» («Броневая»), «Московские ворота-II».
В существующем виде проект Красносельско-Калининской линии был утвержден лишь в ноябре 2011 года. В него вошло шесть станций — от «Казаковской» до «Обводного канала-II» («Черниговская»). В 2013 году проектное название станции «Казаковская» (на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Маршала Казакова) — постановлением городского правительства изменили на «Юго-Западную».
В тот же год большая часть жителей Красносельского района отнеслась негативно к чемпионату мира по футболу — 2018, потому что именно подготовка к этому турниру стала причиной заморозки строительства первых станций ККЛ.
В связи с проведением ЧМ городские власти приняли решение отложить строительство «Юго-Западной» и «Путиловской» станций в пользу строительства станций в районе стадиона — «Беговая» и «Новокрестовская». Жители пытались остановить процесс заморозки, собирая подписи под петициями против такого перераспределения приоритетов. Тогда собрали более 10 тысяч подписей. Но оказалось, что праздник мирового футбола важнее, а люди, живущие на Юго-Западе Петербурга, потерпят.
В итоге к строительству участка приступили лишь в 2016 году. В 2022-м обещают пустить первый поезд от станции «Юго-Западная» до пересадочного узла (станции «Путиловская»), который будет располагаться в надземном павильоне станции Кировский завод.
По словам начальника отдела проектирования организации и механизации строительных работ ОАО «Ленметрогипротранс» Игоря Ильина, на данный момент на Красносельско-Калининской линии строятся только две станции — «Юго-Западная» и «Путиловская».
Под станции «Броневая», «Черниговская», «Боровая» и «Обводный канал-2» до сих пор даже не выделены участки земли.
Очевидно, что история с чемпионатом мира опустошила жителей района.
На данный момент в ВК создана группа «Требуем метров Юго-Западу!», в которой состоит полтысячи человек. На сайт change.org петиция собрала более 5000 подписей.
На сайте roi.ru — 1121 подписавшийся.
Для того чтобы данная инициатива попала на рассмотрение в соответствующие инстанции администрации, ей необходимо набрать 100 000 голосов.
«Власти предпочитают не замечать проблемные районы, а строят метро в угоду бизнесу. Лучше построить метро у стадиона на один раз, чем в моноготысячном спальном районе, откуда люди по два часа выбираются каждый день на свои работы, чтобы платить налоги государству, которому на них наплевать», — возмущается жительница района Карина Гоголинская.
Напомним, за прошлый год в Петербурге сдали только две станции — «Новокрестовскую» и «Беговую», которые построили специально к чемпионату мира по футболу.
«Солнечный город», из которого нет выезда
История этого жилого квартала, рассчитанного на десятки тысяч новых жителей Красносельского района показательна. Построив и сдав первые очереди жилья, застройщик Setl City не обеспечил своих новоселов дорогами, а администрация города никак этот вопрос не проконтролировала. Рабочий проезд, названный громко улицей Маршала Мерецкова, — не в счет. Это разбитая двухполосная дорога, без разметки, тротуара и фонарей. У жителей, не обладающих личным транспортом, остается два варианта дойти до остановки — через поле, где должен проходить проспект Ветеранов, или по разбитой неосвещенной улице Маршала Мерецкова.
«Мне казалось, что это само собой разумеется: если построили дом, то к нему должна быть дорога», — говорит один из покупателей квартиры в «Солнечном городе» Дмитрий Мельников.
Пообещав на рекламных буклетиках, что к моменту сдачи дома будет построено продолжение проспекта Ветеранов, в 2017-м застройщик развел руки — а мы тут ни при чем — это город обещал.
Примечательно, что и тут не обошлось без чемпионата мира по футболу. В одном из ответов, который получил житель «Солнечного города» Иван Колмыков за подписью губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, жителям одной фразой объяснили, почему проспект Ветеранов «подождет»:
«С учетом приоритизации затрат на объекты улично-дорожной сети, необходимых для проведения Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и чемпионата мира по футболу в 2018 году, выполнение указанных работ по строительству будет возможно в 2019 году». Опять футбол оказался важнее потребностей каких-то жителей.
СМИ узнали о проблеме квартала в 2017 году, когда группа первых жильцов записала видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину. Сюжет в прямой эфир не попал, но для районных властей было достаточно того, что он засветился на городских телеканалах. Иван Колмыков взялся защищать интересы соседей — и начал искать «хозяев» разбитой улицы Маршала Мерецкова. Для этого ему от лица жителей пришлось обратиться в суд.
«К сожалению, строительство жилых комплексов в районе значительно опережает развитие транспортной инфраструктуры и строительство подъездных дорог. На примере ЖК „Солнечный город“ это наиболее очевидно — к району с 15 000 жителями вовсе отсутствуют какие-то дороги, и имеется лишь один абсолютно разбитый проезд, по которому невозможно ездить, — рассказывает Иван Колмыков. — Жителям приходится в судебном порядке требовать его ремонта, но все эти процессы длятся уже почти год, а результата пока нет. Благо, после наших многотысячных обращений начали реализацию продления пр. Ветеранов. Пешеходам вовсе приходится добираться до ближайшей остановки 15−20 минут пешком, что недопустимо. Ситуация осложняется тем, что застройка идёт очень активно, а строительство или ремонт дорог крайне медленно, а все потому, что за первое отвечает сам застройщик, а за второе — город. И город, очевидно, не справляется с такой нагрузкой».
За два года «бодания» с городскими властями в суде, жителям удалось добиться двух важных вещей — начала строительства продолжения проспекта Ветеранов и установки хоть и временного, но светофора на въезде на улицу Маршала Мерецкова с Петергофского шоссе. Улицу, правда, так до сих пор и не отремонтировали.
Южно-Приморский парк — «Побойтесь Бога»
Южно-Приморский парк — украшение и легкие района, несмотря на его плачевное состояние: разбитый асфальт на дорожках, лужи, отсутствие дренажной системы, которая уберегла бы деревья в болотистой части, разваливающаяся детская площадка. Это большой кусок зелени и отдушина для местных жителей.
Здесь есть критикуемый, но очень востребованный среди посетителей с детьми парк развлечений с аттракционами, есть два озера, лужайки, дорожки для прогулок, белки, лодки. Половина парка больше похожа на лес — за ней никто не ухаживает — если бы не волонтеры, она бы давно заросла мусором. Периодически в ней орудуют маньяки, за которыми охотятся местные дружины, летом здесь находят приют местные бомжи — они безобидны. В теплое время года жители собирают тут грибы да ягоды, устраивают пикники, ловят рыбу в Дудергофском канале — в общем жизнь в парке бурлит и днем, и ночью.
Защищать парк от посягательств застройщиков приходится постоянно. Поэтому группа «Сохраним Южно-Приморский парк» никогда не дремлет и держит руку на пульсе.
В 2005 году китайские инвесторы, которых привезла Валентина Матвиенко для строительства жилого квартала «Балтийская Жемчужина», сразу обратили внимание на парк и недолго думая предложили построить в нем огромный океанариум и музей современного искусства. Встретив негативную реакцию их аппетиты уменьшились, но не исчезли. В 2013 году появилась информация о том, что администрация Красносельского района рассматривает вариант предоставления части Южно-Приморского парка для размещения общественно-делового центра и центра развлечений. Последовали народные сходы и митинги против любой застройки. Парк в итоге отстояли. Китайцы решили не связываться с местными и сосредоточились на своем квартале.
Иначе решила действовать русская православная церковь, положившая глаз на красивый кусочек парка вдоль улицы Доблести. Приход Храма Покрова Божьей не стал во всеуслышание заявлять о своих грандиозных планах строительства храмового комплекса с домом причта и храмом на 10 тысяч прихожан. Оказалось, что публичные слушания были проведены в далеком 2001 году. Большинство жителей ничего не слышали или забыли о них, а пока церковь вывела из ЗНОП 1,7 га парковой земли, а затем, начав с деревянной постройки, развернула за забором незаконное капитальное строительство.
Спустя некоторое время жители с удивлением обнаружили в парке белокаменный храм. Построен он был незаконно и официально являлся самовольной постройкой, так как возводился на арендованной у города земле. Но все это лишь часть схемы по выведению земли в собственность РПЦ.
MR7.ru подробно рассказывал, как РПЦ без конкурса получает в собственность храмы и земли. Последовавший за этим суд признал храм самовольной постройкой, которая не угрожает жизни петербуржцев, а соответственно не нуждается в сносе. Храм перешел в собственность города. Но не для того, чтобы город устраивал здесь библиотеку или дополнительный детский садик, которых не хватает.
Суд нужен был лишь для приватизации земли и легализации церковного строения на ней. Как сообщил редакции MR7 председатель приходского совета Игорь Александров, они ожидают, что приход по федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» получит здание с землей обратно, но уже на безвозмездной основе. Так это выглядит в реальной жизни. Китайцы, желавшие застроить парк, просто поторопились, — они же не знали, как тут все работает.
С церковью вроде как примирились, но когда приход опять огородил значительный кусок парка забором с табличкой о том, что здесь до 2021 года будут производиться работы по благоустройству, жители им не поверили и сразу организовали стихийный сход, на котором приняли решение — всеми силами противостоять дальнейшему захвату парка церковью.
27 мая прошел митинг, который посетили более 250 человек, на нем были собраны подписи за сохранение парка и за проведение референдума о возвращении территории, выведенной из ЗНОП обратно, в парк. 3 июня с участием жителей будет записано видеообращение к президенту РФ Владимру Путину для его прямой линии. Все, что нужно жителям и посетителям парка — чтобы его благоустроили.
Жители хотят парк, а не военный музей
Похожая история происходит с Полежаевским парком. Тут тоже есть заброшенная часть, и он нуждается в благоустройстве. Парк большой и ночью в нем находиться страшно, потому что нет ни дорожек, ни фонарей, но есть маньяки, бомжи и мусор. Тем не менее, в светлое время дня парк прекрасен и местные хотят его возродить и благоустроить.
Чиновники не могут найти денег на возрождение парка с начала 90-х. Тогда для реставрации был даже создан концерн, который так и назывался «Полежаевский парк».
Его возглавил бывший депутат райсовета Владислав Свириденко. Был разработан проект реформирования парка, начался поиск инвесторов, но планы сорвались.
В 2004 году Валентина Матвиенко чуть не отдала часть парка ЗАО «Адамант», с уточнением, что в обмен на строительство на 10 га парка культурно-развлекательного комплекса, гостиниц и бизнес-центра, ЗАО «Адамант» берет на себя обязательство ухаживать за остальной территорией. К счастью, «Адамант» отказался от такого предложения.
Девять лет назад в углу парка — в створе улицы Чекистов на Аллее Славы появилась деревянная церковь — Нининская. Здание числится как временное, но при этом стоит на сваях. Земля под церковью находится у прихода в аренде и является территорией Полежаевского парка.
По данным активистов, Госстройнадзор не выдавал разрешения на строительство храма в Полежаевском парке. Более того, РПЦ даже не обращалась в службу с заявлением о выдаче разрешения, соответственно, при проведении работ строительный надзор на объекте не велся. Жители выступают за снос незаконно построенного здания, но город не хочет ссориться с представителями РПЦ МП и ищет способ легализовать строение: один из вариантов — изменить границы парка, исключив из них храмовый участок и землю под братской могилой, найденную во время строительства церковного здания.
В последние годы, когда особую ценность приобрел курс «на патриотизм», чиновники решили, что в парке должно быть что-то военное. Пошли разговоры о строительстве Музея обороны Ленинграда или на худой конец музея военной техники под открытым небом.
В 2017 году Комитет по благоустройству заказал проведение проектно-изыскательских работ по благоустройству парка. Стоимость работ — 51 млн рублей. Срок окончания работ — 2019 год.
«Задание предусматривает разработку дендропроекта с учетом видового разнообразия ценных лиственных и хвойных пород, декоративно-лиственных и красивоцветущих кустарников, проведение мероприятий по оздоровлению ценного старовозрастного древостоя, а также цветочное оформление территории», — сообщила MR7 пресс-секретарь комитета Ольга Гнездилова.
В парке предусмотрено размещение площадок для занятия спортом и игровых площадок для детей, а также площадок для тихого отдыха.
В январе работы были приостановлены в связи с тем, что Комитет по охране памятников (КГИОП) потребовал также проведения работ по археологической разведке. Чиновники заявили о необходимости привлечения организаций, занимающихся поиском, перезахоронением и увековечиванием памяти жертв Великой Отечественной войны. С тех пор проведение проектно-изыскательских работ было приостановлено, контракт — расторгнут. В дальнейшем Комитетом по благоустройству будет разработано новое техзадание, организован новый конкурс и победитель конкурса продолжит проектно-изыскательские работы в парке уже с учетом требований КГИОП. Об этом нам сообщили в пресс-службе Комитета.
«Если говорить о главных проблемах проекта, то их несколько. Первое — беспокойство жителей в связи с возведением Музея обороны Ленинграда, — пишет в группе жительница района Нила Романова. — В 2017 году Комитет по благоустройству направил письмо в администрацию Красносельского района. В письме сказано, что проект Музея обороны Ленинграда должен быть осуществлён с сохранением существующих зелёных насаждений. Но позднее стало известно, что в июле на согласование в Комитет по градостроительству и архитектуре был направлен проект, не предусматривающий сохранения существующих зелёных насаждений: расчистку части зелёных насаждений, площадку для военной техники и прочее».
Жителей нервируют слухи о возможном строительстве в парке Музея обороны Ленинграда, под который якобы планируется вывести часть парка из ЗНОП. Но это слухи, подтверждения которым мы не нашли. В Комитете по благоустройству уверяют — никакого строительства в парке не будет. Единственное, что возможно — обустройство открытой площадки для военной техники и проведения мемориальных мероприятий.
Загрязнение речки Новая и странный запах — экологическая борьба жителей МО «Ульянка»
Активные жители Ульянки, не просто спасают речку Новую от загрязнений, но и добились уголовного преследования ответственных за загрязнения водоема.
История началась еще в 2015 году, когда люди стали жаловаться на невыносимый запах, а также на то, что рыбы в водоеме становилось все меньше.
Первым, кто заметил, что в речке Новая плавает мертвая рыба, был Никита Кириллов. Это было в 2017 году. Весной 2018 года в реке погибла вся рыба. В отчаянной попытке привлечь к проблеме внимание властей, еще один активист Павел Брагин принял решение подкинуть мертвых уток к дверям приемной депутата Законодательного собрания Петербурга от «Единой России» Сергея Никешина, а затем попросил его вмешаться в эту драматическую историю.
Параллельно в соцсетях была создана группа «Ульянка Экология» — они расклеивали листовки и призывали людей к объединению и сплочению для выхода из экологической катастрофы.
Активисты брали пробы воды, мониторили запахи и вели свое расследование по поиску источника загрязнения. Вскоре они выяснили, что губит речку — это была управляющая компания аэропорта Пулково. Они сливали в воду антиобледенительную жидкость, вместо того, чтобы отправлять ее на переработку.
Пробы показали, что содержание этилового спирта в воде превышает норму в 5,4 тысячи раз, содержание этиленгликоля — выше нормы в 640 раз, тубилового спирта в 17,7 раз, изопропилового спирта — в 5,4 раза.
Расследование активистов привело к возбуждению уголовного дела по статье 247 УК «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов». В отношении гендиректора ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Владимира Якушева возбуждено уголовное дело по статье 246 УК.
Управляющая компания аэропорта Пулково признала повышенное использование жидкостей для обработки взлетно-посадочных полос и самолетов против обледенения. Ущерб от загрязнения реки Новой составил 160 млн рублей.
В итоге благодаря работе активистов в данный момент Аэропорт Пулково перестраивает стоки таким образом, чтобы они не попадали в реку Новая, а шли в канализацию. Также аэропорт выделит 100 млн рублей на работы по очистке реки.
В конце 2018 года городской комитет по природопользованию провел тендер на оценку загрязнения реки Новой. Победителем оказался СПБГПУ им. А.И. Герцена. Университет выполнит оценку состояния реки за 4,2 млн руб. в срок до 1 декабря 2019 года. Заведующий кафедрой геологии и экогеологии СПБГПУ им. А.И. Герцена, профессор Евгений Нестеров отметил, что самый загрязненный участок реки находится на промежутке от ж/д станции до начала жилых районов. Именно на этом отрезке в реку впадают сточные воды с автомагистралей.
Сейчас «Ульянка. Экология» занимается новым расследованием — выясняет источник неприятного запаха, который периодически беспокоит жителей микрорайона. На этой неделе один из активистов организации Алексей Селезнев обнародовал данные о предполагаемом источнике зловоний — он обнаружил, что на расстоянии 650 метров от Ульянки расположена компания «ПромЭко», которой принадлежит крематорий, где сжигают трупы кошечек и собак, поступающие из ветклиник. Крематорий также принимает просроченные продукты, санкционку, заболевший свиным гриппом, скот.
«В поисках источника запаха, наши активисты выезжали на место и зафиксировали, что из труб „ПромЭко“ выходит отнюдь не прозрачный пар, а дым с едким специфическим запахом», — сообщает Алексей Селезнев.
Недостижимый детский сад
Кроме перечисленных точечных проблем, в Красносельском районе, как и везде, люди сталкиваются с длинными и непрозрачными очередями в детские сады. Известно, что три года назад очередь в сад, при потребности в садах у более 7400 детей, составляла 3400 детей. Сейчас, ситуация, судя по отклику в группе «Детские сады Красносельского район. Отзывы», не изменилась.
Мы приведем только несколько цитат мам, обратившихся со своей проблемой к нашему изданию: «Вставала в очередь в 2015 г. на 2018, в 2018 дали место в саду в Солнечном городе, хотя живем мы на пр. Маршала Жукова! — пишет Олеся Букина. — Встали на перевод, год отходили в сад, ни хождение в РОНО, ни письма губернатору, главе района не дали никаких результатов. Поставила на перевод в Кировский район, в течение месяца нам дали место. Теперь мне предстоит пройти всю эту эпопею со вторым ребёнком».
У Нины Лебедевой ребенок уже пошел во второй класс, когда из РОНО пришло письмо: «Нам пришло письмо, что в этом году нам место по переводу не дают, но нас ставят в очередь на следующий год. Только ребенок уже второй класс закончил. А сколько таких детей ещё, специально, наверное, видимость создают».
Александра Холоднова вставала на очередь, когда сыну исполнился второй месяц: «27 мая нам исполнилось три года, место нам пока никуда не предложили, и очередь стоит на месте. Прописка в Красносельском районе. Подруге уже предложили место, её детям будет три только в конце июля, правда, живёт в другом районе Петербурга, там РОНО другое».
Одной из главных проблем очередей в детские сады является их полная непрозрачность. Номер в очереди не означает ничего, потому что приоритет в зачислении в сад имеют граждане, входящие в льготную категорию — это военные, полицейские, следователи, прокуроры и многодетные. Таким образом, можно быть первым в списке, но пролететь с садом, потому что в районе проживают много «льготников» с детьми.
Фантастическая реновация
Еще одной важной проблемой являются микрорайоны с хрущевками, когда-то вошедшие в программу реновации ветхого жилья. 29 мая стало известно о ее продлении.
Напомним, за 10 лет с начала реализации закона об адресной программе «Развитие застроенных территорий», она была выполнена по официальным данным лишь на два процента.
Согласно программе компания «Воин-В» в 2009 году получила в распоряжение квартал «Ульянка», который находится в Красносельском районе. По проекту они должны были к 2018 году расселить и снести 15 домов на участке площадью 23 га и построить 150 тыс. кв. м жилья.
По факту ни один дом не был снесен. Одна расселенная хрущевка так и стоит, потому что последний жилец отказался продавать свою жилплощадь. По словам застройщика, за девять лет компания выполнила программу лишь на 10%. «Воин-В» сдал только три дома на 15 тыс. кв. м, 44 квартиры в этих домах были переданы городу, а 56 — собственникам.
Одной из проблем затянувшейся реновации стали техногенные катастрофы, которые начинают случаться в кварталах, стоящих в очереди по программе «Развитие застроенных территорий».
В ночь на 8 апреля на 2-й Комсомольской улице прорвало трубу теплосети на улице, в результате чего погибла жительница дома, который стоит во второй очереди на реновацию. Пенсионерка Марина Бахвалова мирно спала в своей квартире, когда струя кипятка попала прямо в ее окно. Спасти женщину не успели — кипяток затопил всю квартиру за считанные минуты. Трубу, которую прорвало, должны были ремонтировать в прошлом году, но не стали, потому что дом вместе с коммуникациями стоял в проекте реновации и должен быть снесен. Теперь программу официально продлили. Сколько еще проживут старые трубы без капремонта? Неизвестно.
Если вы хотите рассказать о проблеме района, которую мы забыли указать, пишите в редакцию.