С американским привкусом: взлеты и падения Opel в России › Новости Санкт-Петербурга › MR-7.ru

Экономика

С американским привкусом: взлеты и падения Opel в России


версия для печати
Российские водители до сих пор с трепетом относятся к немецкой марке Opel, которая, будучи в составе корпорации General Motors, покинула отечественный рынок в 2015 году. Спустя годы немцы возвращаются в нашу страну, однако уже под патронажем французской PSA. Так что же ждет «Опель», решивший ступить в одну реку дважды?
С американским привкусом: взлеты и падения Opel в России Фото: Завод GM в Петербурге, где выпускали Opel

Немецкий «Опель», до недавнего времени принадлежавший американскому концерну General Motors, начал продавать свои автомобили в России в начале 90-х. Тогда председатель правительства России Виктор Черномырдин заявлял, что нашей стране необходим такой крупный инвестор.

Благодаря стараниям политика, в 1996 году с конвейера в Елабуге (республика Татарстан. — Прим. ред.) сошли первые модели внедорожника Chevrolet Blazer, собранного отвёрточным способом, затем, в 1999 году, на ЕлАЗе стали собирать и седаны Opel Vectra.

Первый автомобиль потерпел на нашем рынке полное фиаско. Внедорожник не был готов к российской глубинке и имел серьезные нарекания по качеству. Что касается «Вектры», то она больше соответствовала статусу народной машины, однако дело не пошло в связи с неправильно выбранной ценовой политикой.

На нашем рынке продавали экземпляры только в полном фарше за 21,5 тыс. долларов. Более дешевых комплектаций попросту не было, так как руководство General Motors посчитало, что в нижнем ценовом сегменте у модели будут серьезные конкуренты.

Тем не менее совместное американо-российское предприятие приносило какие-никакие, но деньги. По итогам 1999 года оно получило 1 млн долларов прибыли. Однако тут в дело снова вмешалась американская сторона, которая не спешила повышать локализацию производства. Российским властям поведение компании не понравилось, ее лишили таможенных льгот.

В октябре 2001 года совместное предприятие кануло в небытие, а GM прекратила продавать автомобили в нашей стране. Однако американцы быстро одумались и спустя несколько лет создали альянс с АвтоВАЗом.

Совместная деятельность породила внедорожник Chevrolet Niva, однако это совсем другая история. Тем не менее она говорит о том, что дела американской корпорации, владеющей Opel, пошли в гору. В 2004 году пошли разговоры о том, что General Motors откроет в России свой завод. Были варианты размещения предприятия в Петербурге, Калуге или Нижнем Новгороде.

Быстрее всех подсуетились в Северной столице. В 2006 году губернатор Петербурга Валентина Матвиенко прокатила президента GM по Европе Карла-Питера Форстера на личном автомобиле до промзоны в Шушарах и показала участок для строительства завода. Поговаривают, что решение о строительстве было принято практически мгновенно.

Предприятие в 2008 году открывал лично президент Дмитрий Медведев, который посидел за рулем новенького кроссовера Captiva. В строительство завода вложили около 300 млн долларов. Предполагалось, что недорогие модели Chevrolet и Opel будут расходиться как горячие пирожки, однако в дело вмешался мировой экономический кризис.

По итогам года выручка американской корпорации уменьшилась на 31 млрд долларов, убыток составил 30,9 млрд. Продажи по всему миру падали, Россия исключением не стала. В 2009 году продажи Chevrolet и Opel рухнули на 59%. В это же время GM объявила о банкротстве, однако выручило правительство США, которое выделило предприятию 30,1 млрд долларов в обмен на 60% акций. В итоге корпорация на несколько лет стала государственной.

Из-за банкротства General Motors на несколько лет отложила смену модельного ряда, в связи с чем рынок начали завоевывать конкуренты — Hyundai, Kia, Volkswagen и Ford, который тогда был на коне.

Кроме того, российский менеджмент компании работал очень медленно, так как был зависим от головного офиса в Детройте. Даже небольшие решения требовали ожидания в несколько месяцев.

Эти факторы повлияли на позиции компании. В 2013 году доля рынка GM в России сократилась с 10,4 до 9,8%, а продажи просели на 11%. На следующий год эти цифры увеличились до 27%. К июню 2014 года продажи практически остановились. Этому поспособствовал и обвал рубля. Доходы населения резко сокращались, однако цены на автомобили только росли.

В результате мощности завода корпорации в Петербурге оказались недозагружены. Кроме того, конкуренты в лице Volkswagen и Ford шли по пути локализации, договаривались о покупке местной стали и ее штамповке. В General Motors же искали варианты, как избежать такого развития событий и оставить крупноузловую сборку, дабы не инвестировать крупную сумму в предприятие.

Результат оказался плачевным. В марте 2015 года GM официально и бесповоротно покинула наш рынок. Завод в Петербурге законсервировали, а вопрос о его продаже другому автомобильному производителю даже не поднимается.

Впрочем, после бегства из России дела у компании налаживаться так и не начали. В 2017 году американцы поняли, что бесполезно вливать средства в Opel, который к тому моменту стал хронически убыточен и превратился в черную дыру, поглощающую деньги.

Было решено продать «немцев» французскому концерну PSA (Peugeot, Citroen. — Прим. ред.), который, наоборот, увидел перспективы в бренде.

Дело в том, что президент PSA Карлос Таварес умеет выпутываться из сложных ситуаций. До его прихода концерн считался убыточным, однако всего за несколько лет дела французского производителя пошли в гору.

Он же на автосалоне в Женеве блестяще ответил на вопрос журналистов о том, зачем возвращать Opel на нестабильный российский рынок.

«А какой рынок сейчас стабильный?» — ответил вопросом на вопрос Таварес.

Надеемся, что с таким руководителем дела немецкой компании пойдут на лад, однако есть ряд нюансов. Первый состоит в том, что в ходе продажи концерна General Motors запретила французам продавать в ряде стран (в том числе и России) модели Opel, построенные на американских технологиях. Это касается и «Астры», и «Зафиры», и даже «Корсы».

В итоге PSA выведет на наш рынок компактный кроссовер Grandland X, который будут поставлять к нам напрямую из Германии. Он является «братом Peugeot 3008 и обещает потенциальному покупателю отличную управляемость.

На заводе в Калуге в ближайшее время стартует производство минивэна Zafira Life (перелицованный Peugeot Traveller) и коммерческого фургона Vivaro Transporter. Про дальнейшую локализацию и планы французов можно говорить, когда они подпишут Специальный инвестиционный контракт с российским Минпромторгом.

Предположительно, это случится до лета 2020 года. До тех пор PSA не стоит рассчитывать на высокие продажи. Однако давайте доверимся таланту Тавареса и скажем спасибо за то, что французы возвращают на наш рынок один из самых популярных брендов начала двухтысячных. Если что, продажи начнутся до конца декабря 2019 года.

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате:
Дзен, «Вконтакте», Telegram, Дзен.Новости, Google.News

Лента новостей



}