В общем-то оценку работы Федотова дают неоднозначную. Эдакий кот Леопольд из известного мультфильма — так его называют сторонники либералов. Ну, а что вменяется с другого полюса — известно. Уж больно он критиковал силовиков и ратовал за свободу митингующих.
Вообще, немного отвлекаясь от персоналий, нельзя не отметить, что активность Росгвардии сегодня заметно превышает скромность «несогласных».
Наглядный пример — Первомай в Петербурге. Казалось бы. чем отличается лозунг «даешь работу и зарплату» от «нет Беглову»? Так, если вдуматься, первые лозунги куда важнее, но демонстрантам дали понять, что важнее обидчивость врио.
Ну и далее по всей стране: Москва, Ростов на Дону, Архангельск, Саратов — почти всюду «мочилово», причем даже на согласованных акциях. Кремль, похоже, просто боится граждан, ну, а резвые «силовики» упорно наверх докладывают, что митинги — это нехорошо. И Кремль «ведется». И уж тем более ненавидит тех, кто защищает митингующих. Испуг случился лишь однажды — когда прошли стотысячные «навальнинги».
Но ненадолго и снова запреты и порицание шествий и митингов. Ну, а тех, кто не согласен — в топку. Недавно это коснулось движения «За права человека» Льва Пономарева. Теперь очередь дошла и до Совета по правам человека при президенте. Да, Федотов действительно хоть и мягко, но настойчиво стоял на ненасильственной позиции, по отношению к митингующим. И это, похоже, не понравилось Кремлю.
Ну и последняя капля — заседание СПЧ в Петербурге как раз по поводу «Мира, Труда и Мая». Понятно, что решение было принято заранее. Но здесь стоит добавить и то, что вместе с Федотовым отправлены в отставку и несколько наиболее активных членов Совета. Владимир Путин исключил из Совета по правам человека политолога Екатерину Шульман, главу международной правозащитной группы «Агора» Павла Чикова, а также профессора Высшей школы экономики Илью Шаблинского.
Ну там 70 лет и право занимать должность в соответствии с законодательством — с этим все понятно. Ведь именно с такой формулировкой журналисты прощались с Федотовым. Ну, а накануне пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков выдвинул свою версию, дескать замены связаны «с ротацией членов Совета». Вот бы такую ротацию осуществить в самом Кремле. Но нет, стесняются, прикрывшись чаяниями электората.
Их волеизъявления скорее всего и услышит обновленный Совет. Взамен отставленных пришли новые лица: В состав Совета вошел бывший главный редактор РИА «Новости Украина» Кирилл Вышинский, которого в конце августа отпустили из киевского СИЗО и затем вернули в Москву в рамках обмена пленными с Украиной. Он там обвинялся в госизмене и поддержке самопровозглашенных республик Донбасса. Вышинский в СПЧ будет заниматься правами российских журналистов за рубежом.
В России с журналистами все в порядке — демократия, свобода слова, отсутствие цензуры. Тут Вышинскому заниматься нечем, чего не скажешь о бездуховной Европе.
Кроме того, вакантные места в СПЧ заняли уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, президент некоммерческой организации «Центр прикладных исследований и программ» Александр Точенов. Последний, как следует из документа, назначен ответственным секретарем СПЧ.
К слову, его коллега в Петербурге, экс депутат ЗакСа, член президентского совета Наталья Евдокимова огорчена уходом Михаила Федотова. «Нам очень жаль, он всегда поддерживал мои начинание. И, главное, он сумел сделать столь разношерстный состав Совета весьма работоспособным. Он не политик, он дипломат».
Тут я еще раз отвлекусь и отмечу, что Совет по правам человека это не только громкие заявления. Могу сказать, как свидетель, что все то, что выносится на общие заседания до этого десятки или даже сотни раз прорабатывается в комиссиях и лишь вершиной айсберга проявляется в публичном пространстве.
Что же касается будущего Совета, то Наталья Евдокимова попросту не «знает, что будет». «Валерия Фадеева я не знаю и впервые услышала эту фамилию», — сообщила MR7 правозащитница. Что касается собственного участия в Совете, подчищенного президентом, то она пояснила, что «мы сейчас соберемся с теми, кто подписывал письмо президенту в поддержку Федотова и будем решать, что делать. У каждого из нас свои, можно сказать, „долги“ перед гражданами, и нам надо их исполнить».
«Так что нам говорят не горячиться и я стараюсь. Но если мы поймем, что работать станет невозможно, то какой смысл нахождения в Совете». Отмечу, что в поддержку Федотова было собрано 30 подписей из 50 членов и «я не вижу, что с уходом троих (а теперь уже четверых, после отставки члена СПЧ Тамары Морщаковой. — MR7.) что-то радикально изменится».
В общем, поживем — увидим. Но звоночек тревожный. Ну, а что, будем «защищать» права россиян за границей, если своих нельзя…