Накануне прошли суды по искам независимых кандидатов в муниципальные депутаты Лисьего Носа Андрея Благовестова и Антона Грачева к ИКМО.
Они требовали одного и того же — отмены результатов выборов в связи с подменой бюллетеней. Но при наличии неоспоримых доказательств от наблюдателя — видео с упаковкой и распаковкой мешка с бюллетенями (на котором хорошо видно, что упаковка сильно отличается) — произошла неприятная история: наблюдатель Алексей Юрченко, шедший от независимого кандидата Станислава Трофимова, вдруг потерял интерес у этой истории, отказался выступать в суде свидетелем и ко всему прочему потерял свое свидетельство ЧПСГ. А ИКМО очень кстати предоставила суду документ о том, что в списках наблюдателей и ЧПСГ его нет.
Независимый кандидат Дмитрий Чайкин, прошедший в муниципальный совет, напоминает, что Юрченко сопровождал выносную урну для надомного голосования, о чем должны иметься соответствующие документы. Он считает, что эта история — повод для возбуждения уголовного дела о подлоге. Жители в свою очередь гадают — почему Юрченко, который изначально был вместе с жителями, вдруг резко поменял свою позицию, подставив их во второй раз.
Напомним, явка на выборах в Лисьем Носу была высокой — до 50% - жители очень недовольны нынешней властью. На участках присутствовали по 10−12 наблюдателей, при том, что прямая трансляция с участков не велась. В результате, после первого подсчета на выборах 8 сентября, в муниципалитет прошли семь новых местных кандидатов-самовыдвиженцев.
Такой расклад не устроил нынешнего главу администрации Вадима Грудникова. Он потребовал пересчета результатов по двум округам. Пересчеты заняли всю ночь: четвертом округе провели три пересчета, в третьем — два. Велась трансляция в прямом эфире, результаты остались прежними. Казалось бы, победа достигнута, копии итоговых протоколов получены — можно идти отдыхать. Но 10 сентября Вадим Грудников пишет новое заявление о пересчете, ссылаясь на то, что комиссия считала ночью, устала и могла ошибиться.
Пересчеты проходили при широкой общественной огласке — процесс также был снят на видео. Видеосъемку вел и Алексей Юрченко. Наблюдатели и самовыдвиженцы отметили, что мешок, в который складывались бюллетене упакован иначе, но комиссия все равно произвела пересчет, после которого откуда-то нарисовались лишних 68 голосов и двое независимых кандидатов Римма Тимчук и Андрей Благовестов оказались на 6−7 месте, а вместо них прошли кандидаты из команды главы.
Такие результаты заставили жителей Лисьего Носа выйти на стихийный сход у администрации. По сути это был единственный митинг против результатов выборов, которые прошли с нарушениями практически повсеместно. Но в Лисьем Носу жители оказались гораздо активнее и менее напуганными.
Независимые кандидаты, не получившие мандат, пообещали жителям, что так это не оставят и будут добиваться справедливости в суде.
И вот состоялись суды, которые сами жители поселка называют: «Жители против ИКМО». И действительно, ажиотаж был большой — в девять утра в рабочий день истцов пришли поддержать 14 человек. Основным доказательством истцов должна была стать видеосъемка, сделанная ЧПСГ Юрченко во время упаковки посчитанных бюллетеней и распаковки их через сутки. Однако судья эти видеозаписи не приняла — истцы не смогли доказать происхождение этих видеозаписей, потому что сам Юрченко не явился в суд.
По словам Антона Грачева, он обещал прийти. Но не сделал этого. «По каким-то причинам сначала сказал, что согласен присутствовать в суде и подтвердить происхождение видеозаписи, потом отказался. В том, что видеозаписи принадлежат Юрченко, мы убедились на 150%, потому что когда мы смотрим видеозапись — оператор, держащий в руках камеру, передает камеру на несколько секунд другому человеку и ставит подпись на упаковке бюллетеней — Юрченко и расшифровка, и потом обратно берет камеру — то есть это стопудово он. Но благодаря превратностям российского законодательства, процесс идет административный и там довольно строгие критерии и требования к исполнению законодательства. К сожалению, эти требования строгие только в нашу сторону. В сторону ответчиков эти требования как будто вообще в принципе отсутствуют. Все, что говорят ответчики, принимается судом за чистую монету».
Мария Забровская, жительница поселка сообщает про процесс: «Судья задавала вопрос: «Кто такой Юрченко? И кто ему позволил вести съёмку?» Юрченко был ЧПСГ (член УИК с правом совещательного голоса), наблюдателем от кандидата Станислава Трофимова. Разрешение на съёмку ему давала лично Председатель УИК Лариса Никитина. Все чётко и очевидно. После несправедливого пересчёта Юрченко просто горел нетерпением его обжаловать, сам лично рассылал всем участникам примерный текст обращения в суд. А на следующий день неожиданно погас и подавать в суд отказался.
И вот на суде вдруг не удаётся доказать: кто такой Юрченко? Свидетели подтверждают, что он был наблюдателем и находился в зале законно. А Олег Шандаров, председатель ИКМО, даёт список ЧПСГ в котором Юрченко нет, более того, если верить списку, после 8 утра кроме избирателей на УИК 1730 никто не приходил. Кстати, подписи председателя УИК Ларисы Никитиной в этом списке нет.
Показания свидетелей, которые описывали процесс упаковки и распаковки, пытаясь доказать, что они были разными, судью не впечатлили — каждый рассказывал немножко по-своему. Эти маленькие неточности позволили судье усомниться в правдивости слов свидетелей.
«Так наше общее дело развалилось за недоказанностью», — констатирует Мария.
Чего испугался Алексей Юрченко, остается за кадром. Однако жители сдаваться не намерены.
Антон Грачев планирует подавать апелляцию Также он будет добиваться возбуждения уголовного дела о фальсификациях на выборах по статьям 142 и 142.1 УК РФ.