Представители Росатома обсудили поставку в Россию урановых «хвостов» на заседании расширенной комиссии по экологии и природопользованию в петербургском Заксобрании. Об этом 23 декабря сообщил депутат от «Яблока» Борис Вишневский на своей странице в Facebook.
Он отметил, что заседание прошло в закрытом формате по инициативе парламентариев от «Единой России». Таким образом, журналистам не дали возможности послушать обсуждение.
Вишневский спросил, почему во время визитов президента Владимира Путина в Петербург судно с урановыми отходами систематически отплывало от города.
«Если бы лидер другого государства тут был, и в это время разгружали бы ОГФУ, было бы общественное волнение», — такой ответ получил депутат.
Парламентарий предположил, что все же причина не только в общественном протесте, свидетелем которого мог стать президент, а в безопасности.
На заседании прозвучала мысль, что на самом деле ОГФУ — не радиоактивные отходы, а ценное сырье. Вишневский подчеркнул, что по такой логике никаких отходов вообще не существует — все можно пустить еще на какую-нибудь переработку. По его мнению, оГФУ не относят к отходам, чтобы не попасть под запрет закона.
Также стало известно, что специалисты намерены построить установки для переработки урановых «хвостов» к 2080 году. Стоимость работ оценили в 19 млрд рублей.
«Строить их будут где-то на Урале, рядом с тем местом, где сейчас хранятся эти контейнеры. Всего нужно построить четыре установки, работы уже начались», — отметил депутат.
Вишневский уточнил у специалистов, есть ли возможность изменения транзитного маршрута и разгрузки опасного груза не вблизи Петербурга. Оказалось, что перевозка отходов через Усть-Лугу в Ленобласти рассматривается как один из вариантов.
Напомним, в 2009 году благодаря принципиальной позиции ЗакСа перегрузку урановых «хвостов» в Петербурге удалось остановить, опасный груз был направлен в порт Усть-Луга.
Тогда в Росатоме заявили, что больше не будут заключать контракты на процедуру «дообогащения» урана. Тем не менее спустя 10 лет обедненный гексафторид урана прибыл в Петербург на судне «Михаил Дудин».