В июне этого года над дверью в парадной дома № 62 по Большой Пушкарской улице вновь появится витраж. И на него смогут любоваться все, проходящие мимо: изгибами латунных профилей, прозрачностью и цветом стекла. Сейчас этот хрупкий элемент декора реставрирует Соня Демченко, студентка 4 курса кафедры реставрации и экспертизы объектов культуры Санкт-Петербургского института культуры. Для нее это возрождение былой красоты стало дипломной работой.
Слои краски копились сорок лет
Соня приехала в Петербург из Великого Новгорода, поступила в СПБГИК, чтобы стать реставратором. В школе она училась в художественном классе, но, как сама говорит, «рисовать не очень хотелось, а вот реставрация показалась подходящим занятием». Родители Сони — артисты, но сама она об актерской карьере не думала, а мама с папой решение дочери стать реставратором поддержали. Соня уже создавала новые витражи, а вот реставрирует впервые. Она говорит, что работа над витражом «затягивает, как собирание пазла». Реставрация в ее случае — это расчистка и воссоздание утрат.
Дом 62 по Большой Пушкарской улице. Фото Галины Артеменко/MR7
Соня рассказала, как витраж с Большой Пушкарской, 62, доходного дома Поликарпова, построенного в стиле модерн в 1899—1904 годах, оказался в мастерской Института Культуры и стал ее дипломной работой:
— Прошлым летом знакомый гулял по Петроградке, наткнулся на этот витраж, отправил фото моей одногруппнице, но она керамикой занимается, поэтому переправила снимок мне. Я показала его преподавательнице. Та сказала, что витраж хороший, потом посоветовала обратиться в управляющую компанию, которая следит за состоянием дома на Большой Пушкарской, 62. Я выяснила что это — «Жилкомсервис № 1» Петроградского района. Было написано официальное письмо от нашей кафедры, с которым я пошла в Жилкомсервис, но мне там сказали, чтобы я подождала пару недель. Ожидание, правда, затянулось на пару месяцев. И только в конце ноября витраж демонтировали и привезли сюда, к нам на кафедру, в мастерскую на проспект Обуховской обороны. Но работать с ним я начала чуть больше трех недель назад — из-за карантинных мер.
Когда фрамуга с витражом пропала, градозащитное сообщество Петербурга переполошилось — 23 ноября минувшего года в пабликах появились тревожные новости: «Не исключено, что его (витраж — прим. авт.) вывезли на реставрацию, но нельзя исключить и критической ситуации. Фонд „Внимание“ планировал провести реставрацию именно этого витража, но сегодня его не обнаружили на месте. Кто что-то знает, пожалуйста, сообщите». Соня сразу же успокоила и объяснила, что витраж уехал на реставрацию.
Соня реставрирует витраж, приходя в мастерскую трижды в неделю на три-четыре часа. Она уже вынула витраж из рамы глухой фрамуги. И теперь идет процесс очистки его от слоев старой краски, которой там накопилось лет за 30−40, а, может, и больше. Чтобы избавиться от краски, нужно подобрать подходящее средство. Наиболее эффективной себя показала смывка для удаления лакокрасочных покрытий. Еще придется частично разобрать витраж, чтобы восполнить утраты стекол — либо искать похожие старые, либо использовать новые. Сложность в том, что в этом витраже есть не только обычные стекла, но и светло-зеленые — чуть ребристые, где найти такие — пока загадка. Нюанс еще и в том, что это фацетный витраж, то есть такой, в котором кусочки стекла имеют скошенные грани — фацеты.
Соня думает, что латунные профили заменять будет не нужно, только почистить: коррозия не сильно их затронула.
Витраж должен быть готов к концу июня — это время защиты дипломной работы Сони.
На реставрацию уйдет еще несколько месяцев. Фото Галины Артеменко/MR7
Инвентаризация: Васильевский и Петроградская
Об этом витраже на сайте «Витражи в России» искусствовед Татьяна Княжицкая написала так: «Над дверью парадного входа сохранилась глухая фрамуга с фацетным витражом растительного характера. Рисунок из трех трехлепестковых бутонов с изгибающимися стеблями композиционно повторяет мотивы витража во фрамуге над дверью соседнего дома № 60 по Большой Пушкарской улице, но имеет иные пропорции. Витраж собран, вероятно, на латунном профиле, имеет сколы и утраты фрагментов, вся поверхность покрыта слоем краски, витраж был логическим завершением богато украшенного портала входа, с крупной резьбой растительного характера на дверных филенках и верхней декоративной части над створками. Историческая дверь утрачена, заменена на металлическую».
Именно Татьяна стала главным инициатором проекта «Витражи Петербурга: инвентаризация», который идет в городе на волонтерских началах с 2019 года.
Слои краски копились 40 лет. Фото Галины Артеменко/MR7
Уже обcледованы витражи старинных домов Васильевского острова и Петроградской стороны: составлено научное описание каждого, издан каталог старых витражей по Васильевскому, а в середине марта ожидается выход аналогичного по Петроградскому району. Тиражи небольшие, печать дорогая, средства собирали краудфандингом, но авторы проекта считают важным передать экземпляры в управляющие компании и библиотеки тех районов, о которых идет речь — чтобы люди знали о хрупком богатстве витражей, берегли его. Далеко не все дома находятся под охраной КГИОП, далеко не всегда удается спасти витражное наследие от замены старых окон на пластиковые или от элементарного воровства или вандализма. В Петербурге более 70% старых витражей утрачено, но в городе до сих пор сосредоточена примерно половина витражного наследия России.
Туда, где сейчас пустой квадрат, скоро вернется исторический витраж. Фото Галины Артеменко/MR7
И вот летом старый витраж, бережно отреставрированный Соней Демченко — ее дипломная работа — займет свое место над входом в парадную дома на Большой Пушкарской, 62. Он уже не будет замазан краской, он станет переливаться гранями своих стекол, поблескивать латунным профилем. И окажется беззащитным. Соня очень хочет, чтобы его берегли.