И чем больше мы описывали существующий политический расклад, тем сильнее мне казалось, что наша удивительная жизнь иной раз попахивает идиотизмом совершенно неземного свойства.
Как так вышло, что за неполные двадцать лет "демократии" мы остались вообще без всякой внятной оппозиции - очевидно. Но факт сам по себе завораживает. Особенно если вспомнить, что богатые на полемику 90-е были совсем недавно.
И почему во всем цивилизованном мире оппозиционные силы живут по законам логики, а у нас – по законам физики (одинаково заряженные частицы отталкиваются) – тоже по-человечески понятно. Но все равно удивительно. С точки зрения результата такая принципиальность хуже беспринципности.
Или вот еще – кого не спроси из тридцатилетних, каждый считает себя человеком с гражданской позицией. А на выборы не ходит. И на митинги тоже. И вообще всякой толпы сторонится, никого из общественников не знает, новости не читает и никому не верит.
И вести из оппозиционного лагеря – такие, что подумаешь: уж лучше никакой оппозиции, чем такая. И лица все знакомые. И новых людей нет. А если и появляются, то сразу же умудряются измараться без всякой помощи режима.
А те, кто подавал надежды – устали, затихли, уехали кур выращивать. Кто-то изловчился и помер.
Просто проклятье какое-то.
Политологам хорошо, они умные. А я вот долго думал, чего же такого не хватает нашим общественникам, чтобы им захотелось поверить и довериться. Так и не понял, пока мне не рассказали замечательную историю про крах одного молодого активиста. Я вдруг догадался, в чем главная проблема несогласных - в плохом зрении. В близорукости.
Молодой активист, носитель патриотических взглядов, однажды вышел на санкционированный митинг и давай крыть мировой империализм гнусными словами. Собрались его послушать десяток бабушек да пять милиционеров – по службе. Милиционеры постояли, посмотрели – безобидный, в сущности, парень этот митингующий, дурак просто. И ушли.
В это время мимо площади проходили красивые дворники при параде – в оранжевых жилетках и с метлами. Они остановились послушать, как незнакомый человек материт Америку.
На всеобщее счастье наш патриот оказался слегка подслеповат, так что подмены не заметил. В очередной раз проклиная режим, он взорвался.
«Кто нам мешает жить? – в истошном крике спросил он у старушек. И указав на дворников, которые случайно оказались на месте милиционеров, ответил. – Они! Это они – пособники кровавого режима! Они, люди в форме! Они не дают нам высказываться! На их руках море народной крови!»
Бабушки удивленно смотрели на дворников, дворники – на патриота. А потом все разошлись, рассуждая в том смысле, что если ничего не видишь, то куда же ты всех зовешь.
Я не знаю, как вам, а мне очень хочется увидеть в нашей стране нормальную оппозицию. Даже больше, чем нормальную власть. Хотя одной без другой и не бывает.