Сколько ДТП видит любой водитель, передвигаясь по городу или выезжая з агород? И что делать в такой ситуации — проехать мимо и не мешать, бежать спасать? Профессиональный спасатель, основатель и инструктор Центра обучения первой помощи First Aid Максим Штыб рассказывает о базовых правилах оказания первой помощи при ДТП. Но лучше заранее научиться действовать грамотно, чтобы знать, как помочь и, возможно, даже спасти жизнь человеку.

Фото: vk.com/shteeb
И так на вашем пути ДТП. Что делать:
— Оценить ситуацию и понять, нужна ли помощь. Немного снизив скорость, можно понять, что случилось. Из любопытства или для того, чтобы дать «ценный совет», останавливаться и забивать проезжую часть точно нет смысла.
Может быть, автомобиль стоит на аварийке, но все повреждения — это сбитое зеркало. Тут ваша помощь и советы вряд ли пригодятся. А увидев автомобиль в кювете, стоит притормозить, чтобы оценить — лежит он там уже второй день в ожидании эвакуатора или же это свежее ДТП и в машине могут быть люди.
— Если вы понимаете, что водителю и/или пассажирам пострадавшего авто нужна помощь, сперва остановитесь так, чтобы это было безопасно для вас и других участников движения. Мчаться помогать, бросив свой автомобиль посреди дороги или на опасном повороте, опрометчиво и может привести к новым ДТП.
— Вызовите экстренные службы по телефону 112. Не знаете, кто нужен на месте в первую очередь — полиция, спасатели или медики — ждите ответа диспетчера, он сам сориентируется.
Не стоит сбрасывать номер, если долго нет ответа, и набирать снова — так вы попадаете снова в конец очереди ожидания
Объясните оператору, кто вы, где находитесь, что видите — например, сколько пострадавших, есть ли дети, в сознании люди или нет, если сможете объяснить, какие у них травмы, — супер, если нет — не выдумывайте.
Следуйте указаниям оператора.
— Если вы не умеете оказывать первую помощь, будьте предельно аккуратны. Не надо самодеятельности. Оказывая помощь без соответствующих навыков, вы рискуете навредить пострадавшему, ухудшив его состояние.
— Необдуманное вытаскивание пострадавших из машин — просто бич. И я не раз это видел на реальных вызовах, — говорит Максим Штыб. — Есть пример, когда после такой «помощи» человек несколько лет не ходил. При том что вытаскивать его из машины не было никакой объективной необходимости. Он мог бы дождаться спасателей и медиков и в ней, а уже они бы аккуратно извлекли его из авто.
— Если нет явной опасности — не надо вытаскивать находящихся в пострадавшем автомобиле.
К явной опасности относятся: пожар, попадание в воду, невозможность оказать помощь внутри машины при критических состояниях пострадавшего и нестабильное положение транспортного средства (например, она балансирует на краю набережной, моста или на другой машине), а также низкие температуры. При этом в городе и в мороз можно ждать спасателей, не трогая пострадавших внутри авто, — скорее всего, спасатели прибудут довольно быстро (не через час), а вот за городом, тем более в отдаленных районах, ждать помощи, возможно, придется гораздо дольше (если удалось связаться с экстренными службами по телефону, оператор наверняка подскажет хотя бы приблизительное время), и тогда уже, возможно, будет целесообразно доставать пострадавших из машины, чтобы согреть.