Петербуржцы, живущие по соседству с мечетями, недовольны большим количеством машин по пятницам, когда мусульмане совершают коллективный намаз. Автомобили паркуются во дворах и на газонах. MR7 разбирался в ситуации.
Такси тормозит у Коломяжской мечети. Сегодня вторник, и здесь всего несколько машин, но по пятницам их гораздо больше.
— На Курбан-байрам тут вообще не проехать, — говорит на прощание таксист.
Жители соседних с мечетью домов обращают внимание на большое количество посетителей и припаркованных автомобилей каждую пятницу, когда у мусульман коллективный намаз (то есть молитва — ред.).
Такая же ситуация в Соборной мечети на «Горьковской» и возле Культурного центра имени Алимова в Красном Селе. Из-за того, что сейчас у многих жителей Петербурга и гостей города свои машины, они приезжают на намаз на них, оставляя транспорт не только вдоль дорог или на парковках, но и во дворах, и на газонах.

Фото: Елена Михина / MR7
Двор между домами 11 и 13 по Мичуринской (соседний квартал с Соборной мечетью)
Например, жители домов недалеко от станции метро «Горьковская» и Соборной мечети публикуют снимки, на которых видно, что машины во дворах стоят в несколько рядов. Местным даже не выехать при необходимости, а скорой помощи или пожарным не подъехать к домам в экстренном случае.
В Красном Селе ситуация немного другая, там автомобили оставляют на газоне. При этом недовольство жителей приобретает уже резкие формы.
«В точно известное время каждой пятницы, с проблемного участка напрочь устраняются все, кто может как-то эффективно повлиять на нарушения: и администрация Красного Села, и полиция, и даже Росгвардия, которая периодически гуляет в больших количествах по Красному Селу, но именно в пятницу в 13:00 они все исчезают! Благоустройство нашего города не интересует никого… Гости даже смогли устроить пробку из машин на тротуаре, тыкаясь бамперами в деревца и не понимая, что делать дальше. Подумаешь, кору ободрали и деревце погибнет…» — пишут жители в группе Транспортный КОЛЛАПС, Красное Село.

Фото: Транспортный КОЛЛАПС, Красное Село
Машины на газоне в Красном Селе
В канцелярии Коломяжской мечети от официального комментария отказались, но отметили, что, конечно, парковок сейчас не хватает.
— Мы такие же жители города. Если говорить про мигрантов — их отцы и дедушки тоже защищали родину от фашизма. Они приютили много блокадников, которых вывозили из Ленинграда, — сказали в канцелярии.
По информации сайта городской митрополии, в состав Петербургской епархии входят 524 православных храма, монастыря и подворья, 291 из них — действующие. К ним относятся 219 церквей, 52 часовни и 20 соборов. При этом в городе только две мечети, один буддийский храм и три синагоги.
— Может быть, строительство новой мечети могло бы разгрузить ситуацию? — спрашиваю.
— Нам не разрешают строить новые мечети. Думают, нас мало, думают, что приезжие уедут, но многие же остаются, — отметили в канцелярии мечети в неофициальном разговоре.
По документам, Коломяжская мечеть рассчитана на 500 человек, сейчас для намаза также используется территория двора. Для этого рядом с храмом под навесом сложено много ковриков.

Фото: Андрей Швед / MR7
Коломяжская мечеть во вторник
В 2018 году количество участников празднования Курбан-байрама в Петербурге МВД и Духовное управление мусульман (ДУМ) оценивали по-разному: по информации МВД — 52 тысячи человек, а по данным ДУМ — 247 тысяч.
В комитете по транспорту заявили, что парковка во дворах — это сейчас компетенция ГАТИ. Жалобу на неправильную парковку можно подать у них на сайте. Однако ГАТИ — это не ГИБДД, и срочно по заявке не приедут. «Анализ полученных данных будет учтен при формировании маршрутов мониторинга», — сообщают в инспекции. То есть тех, кто вот прямо сейчас нарушает, они оштрафовать не смогут. Однако повлиять на ситуацию отчасти можно будет, если инспекторы ГАТИ включат территории, прилегающие к мечетям, в дневные пятничные объезды. Впрочем, следить за соблюдением ПДД представителями любых других конфессий в любые другие дни столь же необходимо.
В 1904 году начался сбор средств на возведение Соборной мечети, самое большое пожертвование внес эмир Бухарский. На его деньги была выкуплена земля напротив Заячьего острова.
Торжественная закладка храма состоялась в 1910 году. Работы велись по проекту архитектора Николая Васильева. Большой вклад в строительство внес инженер Сергей Самойлович Кричинский. И это был последний дореволюционный храм в городе.
Коломяжская мечеть была открыта в начале XXI века, в связи с ростом числа мусульман в Петербурге.
Ни возле Соборной мечети на Кронверкском проспекте (по понятным причинам), ни возле мечети на Коломяжском обширные парковки для прихожан не предусмотрены.