Завтра, 20 января, на заседании городского оперативного штаба будут рассматривать возможность отмены QR-кодов в ресторанах, фитнес-центрах, магазинах и других общественных местах. Значит ли это, что правы оказались те, кто всеми силами противостоял этим правилам? MR7 пообщался с петербургским предпринимателем, чьи заведения пускают к себе без QR-кода, чтобы понять логику этого сопротивления.
По последним данным, на карте уже 162 (в Instagram организатора акции — 164) заведения Петербурга вошли в так называемый список сопротивления, который ведет предприниматель Александр Коновалов. Сам он не раз рассказывал, почему отказывается следовать установленным в городе правилам.
Предприниматель К. (имя мы убрали по просьбе героя) также был одним из первых в списке сопротивления. В трех его заведениях персонал также не спрашивает у посетителей QR-коды и справки о вакцинации. Ресторатор заверяет, что к рекламе это не имеет никакого отношения.
— Так мы выражаем свою гражданскую позицию. Мы не согласны с введением таких ограничений. Насколько мне известно, еще недавно правительством все это было отменено (речь про решение отложить рассмотрение закона — прим. ред.), а у нас почему-то губернатор решил, что все должны ходить с QR-кодами. Как мне кажется, это несправедливо, — говорит К.
— И совсем это не реклама. Даже наоборот, это может привлечь к нам внимание проверяющих органов, и никакая реклама тут уже не возместит убытки.
— Не страшно было тогда вступать в сопротивление? Ведь именно по таким открытым спискам проверяющие будут искать участников.
— Конечно, есть сомнения по этому поводу. Но Коновалов обещал решить эти вопросы. Вопрос в другом: если бы не было связи с Коноваловым, то вступили бы мы? Не знаю. Подумали бы. Но сейчас мы не одни, а вместе люди сильнее, — утверждает предприниматель.
Фото: Олег Золото / MR7
QR-коды могут отменить?
По словам предпринимателя К., несмотря на то, что отсутствие QR-кода в заведении не было рекламным ходом, посетителей стало больше на 40−45%. К. говорит, что из этого можно сделать вывод, что примерно половина населения города не имеет QR-кодов.
— Я за идею, что это должно быть добровольно. Либо никак не должно быть. Конечно, люди без кодов тоже хотят ходить и в кино, и в фитнес-клуб, — рассуждает К.
— Люди, приходя к вам, не боятся заразиться?
— Не боятся, ведь QR-код — это не мера и не панацея, чтобы избавить людей от этой болячки. Введение такой системы в городе не обосновано ничем. То, что девочка на входе в ресторан наводит на этот квадратик свой телефон, не спасает от вируса. Посетитель же может попросить QR-код у друга и назвать его инициалы или дату рождения.
По правилам, при предоставлении QR-кода нужно показывать и документ, удостоверяющий личность, однако, как считает предприниматель, это противоречит закону «О персональных данных».
Фото: Олег Золото / MR7
К. хоть и участвует в "сопротивлении", но привит и код имеет.
— То есть вы не против вакцины, вы против конкретно QR-кодов?
— Я вообще не против чего-либо. Только против того, чтобы это была обязательная мера. Каждый человек должен сам выбрать, прививаться ему или нет.
— А вы привиты?
— Да, и это мой осознанный выбор.
Также у К. есть и QR-код.
— Я понимаю, если бы был всеобщий запрет и он действовал. Но ведь не пошел человек в ресторан [из-за того, что нет кода], но он пойдет в метро. Может, конечно, введенные QR-коды немного и помогут, и кто-то из-за их отсутствия никуда не ходит, но это совсем маленькая доля людей, — добавляет К.
Как говорит К., QR-код — это не мера, чтобы люди стали меньше болеть. Было бы лучше, если бы люди сами сознательно сидели дома и прививались. Например, в провинции, утверждает предприниматель, люди более ответственно подходят к таким вопросам, зная, что у них не всегда есть возможность лечь в больницу.
— Бороться с вирусом надо. Но надо, и чтобы государство помогало бизнесу. В прошлом марте, когда половина заведений в городе позакрывалась, в среднем за месяц у нас долгов накапливалось около двух миллионов рублей. Мы работаем, иначе нам не выжить, — подводит итог К.