Новый век, общеизвестно, приносит новые технологии в старые как мир отношения. Многое находит и свое выражение в Интернете. На просторах сети можно встретить любовь, дружбу, взаимовыручку, неравнодушие, альтруизм, готовность помочь незнакомому человеку, попавшему в беду.
Но там же, как сорняки рядом с оранжерейными цветами, встречаются ложь, лицемерие, ленивое любопытство, корысть и предательство.Появляются и новые формы интернет-мародерства, с которыми бывалые пользователи не сталкивались еще несколько лет назад.
13 декабря 2009 года в одной питерской семье случилось горе: без вести пропала 14-летняя девочка по имени Кристина Абрамова. Девушка поехала на дачу к знакомым, но так и не вернулась домой.
Милиция и родители в течение двух месяцев занимаются поисками пропавшего ребенка. Не остались равнодушными и друзья Кристины, создавшие группу поиска на социальном сайте «ВКонтакте».
Два месяца поисков - сотни исписанных страниц
К группе присоединялись совершенно незнакомые люди. Удачная организация, активные обсуждения, наконец, сама история Кристины, буквально растворившейся в мареве декабрьского вечера, привлекали внимание все новых и новых участников.
В итоге группа выделилась из множества подобных своей масштабностью. К подросткам присоединились взрослые люди, постепенно принявшие на себя инициативу интернет-поисков. Информация о Кристине разошлась в сети.
Пример таких поисков - в деле о пропавших тосненских мальчиках - позволял учесть предыдущий опыт и избегнуть чужих ошибок.
Активные действия группы по розыску Кристины - размещение информации в СМИ, изготовление и расклеивание стикеров, сбор средств на работу кинологов (включая организацию поиска тела девочки с лавинными поисковыми собаками), выезды участников группы в составе общественных поисково-спасательных отрядов, обзвон государственных учреждений - позволил провести значительную работу, которая, к сожалению, пока не привела к желаемым результатам.
Интерес к группе поддерживался и умелыми дискуссиями, и «поиском врага» в лице подростков, ездивших на дачу с Кристиной, и искренним желанием большинства применить свои детективные способности на благое дело. В итоге численность группы достигла 12 000 человек.
Кристину или похожую на нее девушку видели в Питере (в разных местах, от Детской областной больницы до кинотеатра), информация так или иначе стекалась в группе, родители и активные участники поиска ее проверяли вместе с милицией или самостоятельно.
Тут пришлось столкнуться с совершенно разным отношением людей к чужой беде. Где-то активно отвечали на вопросы, показывали записи камер слежения, старались припомнить детали, которые могли бы помочь поискам. Где-то - например, в Детской областной больнице - отказывали в помощи, мотивируя нежеланием связываться с чужими проблемами.
Даже размещение стикеров с информацией о пропаже Кристины Абрамовой вызывала разную реакцию. От готовности откликнуться на чужую боль (например, универсам «Пятерочка», администрация железной дороги позволили разместить портреты Кристины с призывом о помощи на своих информационных стендах) до полнейшего равнодушия, которое проявили сотрудники универсамов сети «О’кей», не нашедшие места для маленького стикера не только на рекламных площадях, но даже на стене магазина...
Но настоящий шок участники поисков пережили, когда обнаружили на страничке своей группы «ВКонтакте» («Пропала девушка из Санкт-Петербурга. Не оставайтесь равнодушными») полное исчезновение всей информации, касающейся поисков. Вместо этого там красовалась яркая реклама праздничной вечеринки известного питерского клуба.
Пропавшим без вести – скидка на билет?
Нежданно все, кто сочувствовал чужой беде, переживал за девочку и ее родителей, приглашал в группу друзей, привлекал экстрасенсов или заказывал молебны, оказались невольными участниками рекламной кампании, устроенной интернет-мародерами на месте их поискового штаба.
Верхом цинизма стал указанный на странице пароль для входа на вечеринку, гарантирующий бесплатное развлечение, - имя пропавшей Кристины.
Хакеры уничтожили всю информацию, накопленную поисковиками за два месяца. Пропали важные ссылки, размещенные участниками группы.
Из-за возникших между участниками разногласий в итоге взамен старой захваченной группы "ВКонтакте" создано две новых: http://vkontakte.ru/club15305752 и http://vkontakte.ru/club6652837, но численность их даже вместе пока не превышает 1000 человек.
Пока создатели захваченной группы раскручивают ее уменьшенные копии, реклама вечеринок приносит необходимый доход.
Похоже, бизнес с продажей поисковых групп набирает обороты. Деньги не пахнут. Интернет-мародеры получат свое, но часть тех, кто мог бы помочь с поисками, в другой раз, увидев призыв о помощи, просто не поверят ни в порядочность поисковиков, ни в реальность пропажи человека.
Наша Кристина любит клубы и вечеринки. Она веселая, общительная и красивая девушка. Мы надеемся, что она когда-нибудь придет и, может быть, в этот самый клуб, рекламу вечеринок которого построили на боли, слезах, отчаянии и надежде.
Эй, господа интернет-маркетологи! Положена пропавшим без вести скидка?
Поиск продолжается!
Мы все же верим, что Кристина найдется. Мы просим читателей поверить нам и помочь.
Вот главная информация о пропавшей: