В ИК-2 во Владимире продолжается процесс по делу Алексея Навального. Сегодня, 22 февраля, состоялось уже третье заседание.
«Сбежавший» Горожанко
Главным событием слушаний стала, пожалуй, неявка одного из свидетелей — петербургского активиста, а в прошлом сотрудника ФБК (признан властями иностранным агентом, экстремистской организацией, запрещён на территории РФ) Фёдора Горожанко.
Только накануне он утверждал, что обвинительные показания дал под давлением следователя, что ему предлагали заучить «нужный» текст, присылали его в WhatsApp перед заседанием, и считает дело против Навального абсурдным. Предполагалось, что 22 февраля продолжится допрос Фёдора в суде, но он просто не пришел на заседание.
Как сообщил в Twitter бывший глава ФБК (признан властями иностранным агентом, экстремистской организацией, запрещён на территории РФ) Иван Жданов, «с ним всё нормально. Мы с ним на связи. Он отказывается дальше участвовать в процессе. У него есть прямые и железные доказательства давления следователя на него». Жданов также пообещал опубликовать эти доказательства, если с Горожанко что-то случится.
Несмотря на неявку свидетеля и протест адвокатов, судья Маргарита Котова и прокурор Надежда Тихонова сочли возможным читать его прежние «правильные» показания и заслушать третьего свидетеля — Александра Кемерова, того самого следователя, который, по словам Горожанко, заставлял его дать ложные сведения. Он утверждал, что ничего подобного не было, однако отказался предоставить суду и защитникам Алексея Навального переписку в мессенджере от 20 февраля.
Особенно адвокатов и подсудимого удивило, что Кемеров получил повестку в суд от своего начальника вечером 21 февраля, то есть отправил её не суд, а прокурор. Маргарита Котова вновь не видит в этом ничего такого.
Иван Жданов заявил, что на Александра Кемерова и следователя по особо важным делам, главу следственной группы по делу Навального Романа Видюкова подаст заявление о превышении полномочий и привлечении заведомо невиновного.
Алексею Навальному грозит до 15 лет лишения свободы вдобавок к уже имеющемуся сроку.
Навального обвиняют в мошенничестве и оскорблении суда. Якобы оппозиционер похитил и потратил более 350 миллионов рублей, собранных для «Фонда борьбы с коррупцией» (признан властями иностранным агентом, экстремистской организацией, запрещён на территории РФ). В ходе прошлых заседаний добавилось и ещё одно обвинение: по версии следствия, в 2018 году Алексей Навальный, зная о невозможности своего участия в президентской гонке, получал пожертвования от граждан на кампанию.
Кроме того, оппозиционеру вменяют 104 оскорбления мировой судьи Веры Акимовой во время процесса по делу о клевете на ветерана Великой Отечественной войны Игната Артёменко.
Богатый дворник
Четвёртым свидетелем стал юрист Илья Ремесло. Он заявил, что занимается гражданскими расследованиями и следит за «сомнительными персонажами в политической сфере». В 2015 году Ремесло создал проект NavalnyLeaks. По информации издания The Insider (внесён Минюстом в перечень СМИ-иноагентов), об этом проекте говорилось во взломанной переписке связанного с администрацией президента политтехнолога Константина Костина, где содержались планы по дискредитации Навального.
Сторонники оппозиционера, в том числе Фёдор Горожанко, назвали Ремесло провокатором. Он пытался зарегистрировать право интеллектуальной собственности на фирменную фразу Навального «Прекрасная Россия будущего». А в фильме на HTB юрист утверждал, что отец супруги Алексея Юлии Навальной — бывший сотрудник посольства в Лондоне и управляет местными фондами. Юлия эти сведения опровергла.
Политик искренне сожалел, что жена не смогла заслушать показания Ремесло, ведь он фактически вынудил её опубликовать свидетельство о смерти отца, которого не стало более 20 лет назад.
Илья Ремесло как юрист представляет одного из «потерпевших» по делу Навального Михаила Костенко — пожилого подсобного рабочего из Ленинградской области, который перевёл организации политика 50 тысяч 100 рублей, а теперь требует их вернуть. Навальный и защита недоумевали, откуда у дворника такие деньги, а главное — где и как он оформил доверенность на Ремесло. Несмотря на то что Костенко — родственник коллеги Ильи Ремесло, он утверждает, что вышел на подопечного случайно.
Следующее заседание суда состоится 24 февраля в 10 утра.