«Король был начисто лишен дипломатических способностей и умения договариваться, и только после его гибели был заключен мир». Об обычаях Северной войны, правилах обращения с пленными и уместности исторических аналогий MR7 поговорил с историком, преподавателем Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге Евгением Анисимовым.
Международная дерзость
— Что можно считать главным итогом Северной войны?
— Самое главное событие Северной войны — выход к Балтийскому морю и основание Петербурга. После этого Петр 40 раз обращался к шведам с готовностью заключить мир. Вся остальная война — это принуждение их к миру. Они отказывались, потому что Петр сделал то, что можно назвать «международной дерзостью на грани хамства», он основал город и назвал его столицей на территории де-юре другого государства. В течение 18 лет столица России по факту была на Шведской территории, пока по Ништадтскому миру эти земли не были уступлены России.
Война между Россией и Швецией длилась с 1700 по 1721 год. Основание Петербурга в 1703 году — стало одним из важнейших результатов этой войны.
По итогу Ништадтского мира (заключен 30 августа в Ништадте — сейчас это город в составе Финляндии; шведское название — Нюстад, финское — Уусикаупунки) Россия получила новые земли: Лифляндию (территория современной Латвии), Эстляндию (северная Эстония), Ингерманландию (сейчас Ленинградская область).
— Шведы не соглашались на мир, Петр настаивал, и в итоге высадил десант в самой Швеции. Еще одним важным событием была Полтавская битва в 1709 году. Но она, скорее, имела большое международное значение. Это был конец шведской гегемонии в Европе. После этого Петру удалось восстановить Северный союз и организовать многие страны на борьбу со Швецией.
— Все дело в том, что шведский король Карл XII был начисто лишен дипломатических способностей и умения договариваться, и только после его гибели был заключен мир.
— Петр после выхода к Балтийскому морю решил продолжить «имперскую работу» — пробить дорогу в Индию. Он хотел основать в устье Куры «второй Петербург» вести через два города торговлю с западом и востоком.
— Были ли на тот момент в мире правила войны?
— Правила ведения войны определялись климатом и сезоном. В зимний период война прерывалась, потому что конницу надо было кормить. Но Карл XII поступал вопреки принятым правилам, он действовал зимой, быстрыми переходами, что было для России неожиданностью.
Фото: Олег Золото / MR7
Медный всадник
Пленные по рублю
— То есть и законов определяющих, например, положение пленных не было?
— Правил при взятии в плен не было. В России отношения к пленным было жестоким. Например, при захвате Выборга и Риги, несмотря на добровольную сдачу оборонявшихся солдат, когда они выходили с поднятыми руками, их арестовывали. Захваченные территории подвергались жутким погромам, туда посылали казаков и татар. Они забирали не только военнопленных, но и просто жителей. Тысячи лифляндских крестьян гнали в Москву, где их продавали по рублю (для сравнения корова стоила 3 рубля) в рабство татарам. Но Карл XII был в этом плане «круче» Петра, он вообще прикончил несколько тысяч пленных. Отношения к ним было варварское и, в том числе, шведский король отсекал пальцы, чтобы солдаты больше не стреляли. Шведы поступали жестоко, поскольку не считали русских христианами. После поражения российской армии под Нарвой Карл XII арестовал офицеров (особенно иностранных, состоящих на службе у Петра), а солдат брать в плен не стал и просто выгнал. Те умирали от голода, пока брели обратно в Россию.
В Европе, когда офицеры двух противоположных войск сходились на поле боя, они махали друг другу шляпами, потому что были знакомы. Более того, в пленные шведские офицеры давали Петру I присягу, что они не будут больше участвовать в войне, а потом, оказавшись дома свое слово нарушали, потому что клятва дикарю — не клятва.
— Неужели нет примеров гуманности?
— В целом судьба пленных ничем не регламентировались, и не должно быть иллюзий по поводу соблюдения международных прав. Хотя эти права уже складывались. Война в Европе по-своему была гуманна. В отношении России принципы нарушались, но и Россия вела себя дико. Войны с Россией с обеих сторон конфликта редко когда были гуманными…
Фото: Высшая Школа Экономики
Евгений Анисимов на прогулке
11 лет в плену
— И все же, что было с пленными?
— В основном пленных сосредотачивали в крупных городах. В один момент в 1710 году стало известно, что шведские генералы якобы задумали побег. Тогда их развезли по маленьким городам и монастырям. В том числе много оказалось в Тобольске. Там скопилось много пленных инженеров. И местный губернатор князь Матвей Гагарин их широко использовал для освоения земель и работы на строительстве. Петр I его даже заподозрил в создании шведского батальона для поднятия восстания. Это вряд ли, но то, что к шведам в Сибири относились чуть лучше, чем в основной части России — это факт. Представьте: глухой сибирский угол, привозят этих пленных шведов, они там что-то лопочут по-русски, и вдруг один делает корзинки или букеты или шьет. Были и те, кто умирал, не дождавшись свободы, но были и те, кто ассимилировался. Впрочем, условия содержания и в Сибири, и в западной части России были чрезвычайно тяжелыми — тюрьмы, почти никаких прогулок. Когда основали Петербург, пленных привлекали для строительства, они умирали тут.
— Шведы сидели в России по 11 лет и больше, с обменом были сложности. Карл XII не соглашались с условиями русских, которые пытались выкупить своих генералов. Стороны, как часто бывает и теперь, не могли найти, удовлетворительного решения.
«Не захватывал, а возвращал»… или нет?
— Недавно к России присоединились новые территории. Насколько вообще в этом свете правильны исторические аналогии, параллели?
— Конечно, аналогии возможны. Например, президент России Владимир Путин сказал, что Петр «не захватывал земли, а возвращал их» (фраза произнесена Путиным в 9 июня на встрече с молодыми предпринимателями, инженерами и учеными — ред.). Здесь есть неточность, поскольку «возвращение» касается только устья Невы, той части, которые были новгородскими землями еще в XV веке. Но это примерно десятая часть того, что Россия захватила в итоге Северной войны. Ни Эстляндия, ни Финляндия не являлись до той поры частью Россию. Это была в чистом виде аннексия. Но мотивы тогда были другие: Петру нужна была Финляндия, чтобы защитить Петербург, создать городу, как писал Петр, «подушку». В то же время наш император «кинул» Речь Посполитую, не уступив им земли Лифляндии, как обещал ранее. А уж то, как Петр захватывал северо-персидские провинции, Дагестан и прочее — это тоже в чистом виде аннексия.
— Для русского менталитета пространство важнее всего остального. Не достижение науки и техники, а территории. Империя постоянно должна расширяться. Во второй половине XIX века, во время присоединения Средней Азии было подсчитано, что каждый день Россия расширялась на 400 квадратных верст. Шутка Путина о том, что у России границ нет, в определенном смысле реальна, потому что, где границы России, русские, действительно, не очень хорошо представляют.
— Я как сторонник строгого следования нормам международного права, не считаю такой подход верным, поскольку, когда это право рушится, создается прецедент. И всякие африканские царьки могут завтра решить делать то же самое. Например, мне не понравилось, когда Испания не отпустила Каталонию, но ни Франция, ни условная Россия, ни какая-то другая страна ведь не присоединяет Каталонию? Каталония — это проблема Испании. Они сами должны с этим разобраться.
Фото: Олег Золото / MR7
Памятник Петру в Политехе
«Петр — европеец. Мы — европейцы»
— То есть Путин все-таки уместно вспомнил про Петра?
— Имперское правление Петра — имеет свою традицию, и то, что Путин вспомнил об этом — логично. Хотя я бы сравнивать эти личности не стал, потому в одном случае мы имеем дело просто с гением.
— Петр ввел новизну, как будто сам был из будущего. Он провел колоссальные реформы, которые сделали Россию европейской страной: ввел более 3000 иностранных слов и терминов, обновил русский язык, который после него стали понимать в Европе, провел европеизацию — сделал общество светским, создал Академию наук и построил европейский город.
Конечно, он имперец. Однако тогда, 300 лет назад империя была одним из этапов развития государства: Португалия, Испания, Франция, Голландия, Швеция, Великобритания были империями. Такая была особенность нашей цивилизации, но это прошлые века. Империя как форма государства тогда была «столбовым путем», который оправдывался защитой территории. Сейчас же главное показать, как мы живем, сделать страну комфортной и этим привлечь другие народы.
Петр постоянно говорил: «Европа наш дом, мы европейцы, мы идем и берем у этих народов самое лучшее, мы должны учиться у них».
Это правильное понимание ситуации. Европа — наш дом. И с этим миром нам жить. Не надо с ним бодаться. Куда мы едем? Мы едем учиться и отдыхать в Европу, потому что это нам понятно. Так что да, Петр однозначно был европейцем, его за это ненавидели старообрядцы.
7000 шведов, вернувшихся домой
— Если вернуться к пленным…
— После взятия Риги и Ревеля (сейчас Таллин), Эстляндия и Лифляндия были объявлены территорией России. Шведские солдаты, которые по происхождению были лифляндцами, были объявлены поддаными России. Им позволили принять решение: сидеть в тюрьме или присягнуть и поступить на службу. Такой выбор был дан в том числе известному генералу Шлиппенбаху, который стал генерал-лейтенантом русской службы.
— Звучит даже достаточно гуманно?
— Да, это было гуманно по тем меркам. Петр не хотел, чтобы начались восстания на аннексированных территориях. За городами сохранялись их права. Более того, те, кто был в плену давно, иногда даже принимали православие. Они это делали, чтобы облегчить судьбу и даже жениться. Таких шведов использовали в гарнизонных частях, но за пределами военных действий. После Ништадтского мира Петр предписал отпустить старых, больных и негодных, а молодых оставил работать.
— Почему пленных не использовали как экспертов?
— Боялись, что они устроят провокации. Если присягали и переходили в православие, тогда да. Но потом таких «своих» Петр уже не отпускал. Был такой генерал, Страленберг, он пробыл 10 лет в России в плену и написал об этом книгу, которая считается историческим документом. Благодаря местным властям, в том же Тобольске, пленные получали больше прав и свобод. Так в России всегда. На местном уровне люди оказывались людьми.
*
После окончания войны в Швецию вернулось около 7000 пленных шведов. Те, кто после 10 и более лет проведенных в плену решил не возвращаться на родину, ассимилировались и стали подданными Российской Империи.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.