Военно-медицинскому музею исполнилось 80 лет. С юбилеем его поздравлял лично президент страны. Появившийся во время войны музей на самом деле про самое мирное дело — про то, как спасают людей от болезней и травм, от смерти. Об истории музея и его настоящем поговорили с его директором Анатолием Будко.
Датой основания «Военно-медицинского музея» Министерства обороны Российской Федерации считается 12 ноября 1942 года. В этот день, на второй год Великой Отечественной войны, начальник Главного военно-санитарного управления Красной Армии Ефим Смирнов утвердил структуру музея, включив в нее шесть новых отделов: санитарно-химической защиты, военно-врачебной экспертизы, лечебно-профилактического обеспечения воздушных сил, обороны Ленинграда, Севастополя и Сталинграда.
Незадолго до окончания войны — 22 марта 1945 года было принято постановление Государственного Комитета Обороны о переводе музея в комплекс зданий на территории бывшего лейб-гвардии Семеновского полка. В 1951 году «Медицинский Эрмитаж», как ещё стали называть этот музей, открылся для посетителей.
С 1982 года главный корпус закрылся на реконструкцию и пока так и не вернулся с неё. Современная экспозиция, располагающаяся в административном здании, была открыта в 2001 году.
Фото: Ирина Иванова
Директор музея Анатолий Будко.
— В чём уникальность музея и как вы для себя определяете, почему нужен до сих пор?
— Наш музей является одним из крупнейших медицинских музеев мира и единственным государственный медицинский музей в России. Военно-медицинский музей — хранитель первых медицинских музеев Российской империи и СCCР. В наших фондах есть раритеты Мастеровой избы, Хирургического музея Императорской Медико-хирургической академии, Музея Н. И. Пирогова, Военно-санитарного музея, Музея военно-медицинской службы Красной армии, Музея Красного Креста и других, которых уже давно нет.
Кроме того, наш музей, единственный из всех военных музеев, которые призваны показывать не то, как убивать, а то, как лечить и проявлять милосердие, реализует гуманитарную миссию. Она вневременная, поэтому наш музей никогда не потеряет актуальности.
— Какова роль музея сегодня, после пандемии и во время ведения боевых действий, ведь тематика музея напрямую связана с этими явлениями?
— Военно-медицинский музей продолжает традиции, заложенные фронтовыми бригадами музея, которые в годы Великой Отечественной войны побывали на всех фронтах. Благодаря их труду были заложены основы коллекции музея.
Военно-медицинский музей не мог остаться в стороне от исследования реалий пандемии. У нас хранится почти полмиллиона предметов, отражающих историю медицинской науки и практики, в частности, коллекцию, отражающую историю борьбы с эпидемиями и пандемиями, с древнейших времен сопровождавших человечество.
Уже в апреле 2020 года сотрудники музея приступили к формированию выставочного проекта, посвящённого борьбе с новой коронавирусной инфекцией. В феврале 2021-го открылась экспозиция «Пандемия 20/21». На ней мы показываем роль врача и медицины в борьбе с пандемией, быт людей в условиях карантина, рассказываем о волонтёрах.
А сегодня сотрудники музея музеефицируют современные подвиги, собирая сведения об участниках специальной военной операции. Так, например, выставка «Три героини. Три эпохи. Одна судьба» (из цикла «Медики-герои»), приуроченная ко Дню народного единства (4 ноября), содержит раздел о героине — нашей современнице. Екатерина Иванова своим телом закрыла от осколков тяжелораненого и была удостоена медали «За отвагу», врученной ей 11 марта 2022 года лично министром обороны РФ Сергеем Шойгу.
Фото: Военно-Медицинский музей
Екатерина Иванова стала героем самой новой выставки музея.
— Как ещё пополняется музей? Расскажите о последних экспонатах?
Из последних поступлений — личные вещи Фёдора Углова — значительная фигура не только российской, но и мировой медицины. Он считается пионером кардиохирургии в Советском Союзе, зарубежные же коллеги называли Федора Григорьевича «достоянием России», сравнивая его вклад в мировую хирургию с полетом человечества в космос. Фонд сохранения и развития научного, литературного и общественного наследия академика Ф.Г. Углова и семья передали музею личные вещи врача.
Фото: Ирина Иванова
Пандемия коронавируса стала поводом для рассказа об борьбе с эпидемиями - старыми и новыми.
Современная экспозиция — это 10 залов-музеев, музейно-патриотический комплекс «Медицина Великой Победы» (включает Музей памяти жертв нацизма, Музей блокадной медицины и постоянную выставку Гуманное оружие Победы) и выставочные пространства. В фондах хранится почти 500 тысяч предметов.
— У вас есть «музей в музее» — отдельная экспозиция посвящённая памяти жертв нацизма. Вроде бы не совсем медицина, да и подобные мемориалы, выставки, коллекции есть в разных странах мира. Почему появился ваш?
— Да, наш Музей памяти жертв нацизма открылся в 2020 году. Основная цель его создания — препятствовать фальсификации истории. У нас были свои фонды для формирования именно такой экспозиции. Еще в годы Великой Отечественной войны и сразу после нее в музей поступили документы, отражающие ужас повседневной жизни нацистских концлагерей, личные вещи людей, уничтоженных в газовых камерах, материальные свидетельства бесчеловечных медицинских экспериментов и массового уничтожения. В основу экспозиции положены материалы чрезвычайной государственной комиссии и Нюрнбергского процесса, которые были переданы после его окончания именно в наш музей. На экспозиции мы показываем и рассказываем, в каких условиях жили узники концентрационных лагерей, каков был быт заключенных женщин и детей. Особое внимание уделено медицине в нацистских концлагерях, в том числе медицинским экспериментам и массовому уничтожению пленных. Завершает экспозицию рассказ об освобождении лагерей и расследовании преступлений нацистов.
Фото: Ирина Иванова
Экспонаты из "музея памяти жертв нацизма".
«Рассказа Анны Юрьевны Волькович был бы прекрасен, если бы так не ужасало его содержание. Спасибо…»
«Здесь воспитывать патриотов, гуманистов, антифашистов!»
«Экскурсия произвела неизгладимое впечатление. Каждый раздел экспозиции заставляет задуматься о подвиге врачей, об ужасах войны. На последней экспозиции ком стоял в горле. Обязательно приведу своих детей в этот музей».
А что с сотрудниками — много ли молодых кадров?
— Вчерашние выпускники институтов Петербурга, магистранты, аспиранты и молодые кандидаты наук сейчас занимают ключевые должности и вместе с опытными сотрудниками ежедневно повышают узнаваемость нашего музея: создают новые экспозиции, передвижные выставки, выпускают уникальный контент.
Мы используем современные технологии в выставочном пространстве. Мы разработали и внедряем концепцию полицентрической модели музея, которая соответствует требованиям XXI века. А еще мы гордимся своим Анатомическим театром, который в октябре этого года, наравне с профессиональными театрами города, был приглашен к участию в театральном фестивале «Петербург. Пространство Мольера» и специально создал театрализованную экскурсию «Лекарь поневоле. Медицина эпохи Мольера».
— Анатолий Андреевич, лично к вам вопрос: вы — полковник медицинской службы, теоретик и практик, доктор медицинских наук. А в музее — музейная тишина. Долго привыкали к новой тихой работе и привыкли ли?
— Только тем, кто не работал в музее, может показаться, что тишина экспозиционных залов и рабочих кабинетов — спутники музейного работника. На самом деле у нас каждый день что-то происходит: конференции, семинары, совещания, открытия выставок, пресс-подходы, мероприятия у партнёров. Также еще добавились онлайн мероприятия, на которых тоже нужно присутствовать! «И вечный бой! Покой нам только снится» — так бы я сказал про работу в музее. На экспозиции тишины тоже нет: раздаются детские голоса, слышны рассказы экскурсоводов в залах. Регулярно к нам приезжают участники проекта «Дороги Победы»: их много, становится шумно, но сразу видишь — музей живёт!
Фото: Ирина Иванова
Экспозиция музея
Три истории из музея
-
Медаль на введение оспопрививания в России
Фото: Военно-Медицинский музей
В 1826 году в Российскую империю пришла эпидемия черной оспы. Эта болезнь очень заразна, часто приводит к смерти, и даже если человеку удается ее победить, у него почти всегда остаются страшные шрамы. Следы оспы носили на лице и теле очень многие. Особенно боялись этого заболевания женщины: не раз случалось, что хорошенькая девушка в какой-нибудь месяц превращалась в чудовище.
Екатерина II тоже опасалась оспы. Она беспокоилась не только за себя, но и за наследника — цесаревича Павла. Императрица знала, что оспу можно привить — передать от больного человека здоровому через нитку, пропитанную оспенным детритом. Этот метод назывался вариоляцией. Он был рискованным — иногда привитые заражались тяжелой формой оспы и умирали. Однако был немалый шанс, что болезнь пройдет без последствий.
В октябре 1768 года английский врач Томас Димсдейл привез из госпиталя в Зимний дворец семилетнего Сашу Маркова. Мальчик только что заболел оспой. У него взяли детрит, которым и привили Екатерину II. Императрица заболела и уехала лечиться в Царское село. Вскоре она полностью поправилась. Болезнь не оставила никаких следов.
В честь бесстрашного поступка Екатерины медальер Санкт-Петербургского монетного двора Тимофей Иванов отчеканил медаль. На аверсе мастер выбил портрет императрицы. А на реверсе — такую сцену: Екатерина и Павел выходят из храма Эскулапа навстречу женщине со склоненной головой — аллегории Российской империи. У ворот храма лежит поверженная гидра, которая символизирует побежденную оспу. На медали выбита надпись: «Собою подала пример».
Награждались этой медалью медики, священники, чиновники, помогавшие бороться с болезнью.
-
Схема «Реки болезней»
Фото: Военно-Медицинский музей
После победы в Отечественной войне 1812 года российское общество увлеклось медициной. Появились домашние аптеки, карманные книжки здоровья, медицинские справочники. Даже император Александр I заинтересовался врачебным искусством.
В 1820 году специально для императора врач Василий Малахов и гравер Лаврентий Фролов нарисовали схему «Реки болезней, изливающихся натуральным течением из пучины житейских погрешностей по полям жизненной силы человека изображающим». Малахов был военным врачом — участвовал в Русско-турецкой войне 1806−1812 годов и в Отечественной войне 1812 года. Он лечил М.И. Кутузова и работал в клинике И.Ф. Буша. За службу он был удостоен орденов Святого Владимира 4-й степени и Святой Анны 2-й степени с императорской короной.
Схема, которую составил Малахов, была одной из первых попыток дать научную классификацию всем болезням. Доктор сделал ее наглядной — аллегорическое описание болезней было понятнее, чем медицинская терминология.
В центре схемы располагалось озеро под названием «здравие». Из него вытекали реки разного цвета и протяженности. Каждая река символизировала определенный недуг. Чем длиннее река, тем продолжительнее болезнь. Некоторые реки разветвлялись — эти «рукава» обозначали различные осложнения и возможные исходы заболеваний. Только одна река была светлой — она означала полное здоровье. Она впадала в два озера — «старость, дряхлость» и «натуральная смерть». Василий Малахов заключал, что человек может прожить долгую жизнь, избегая «житейских погрешностей», то есть опасностей и излишеств.
-
Маска «Рыльце»
Фото: Военно-Медицинский музей
Боевые отравляющие вещества перед началом Первой мировой войны были запрещены Гаагской конвенцией в редакциях 1898 и 1907 годов. Представители Германии подписали это соглашение. Но 22 апреля 1915 года у бельгийского города Ипр немецкие войска выпустили едкое облако хлора на французские позиции. Пострадало 15 000 человек, 5 000 погибли. На этом германское командование не остановилось: уже через месяц хлор применили против русских войск в районе Болимова, западнее Варшавы.
Тогда инженеры и химики начали искать способ защититься от ядовитых газов. Самым простым средством казалась повязка из ткани или марли. Но ее невозможно было плотно прижать к лицу. Она быстро пропитывалась отравляющим веществом и становилась бесполезной. А еще она не защищала глаза и кожу.
Инженер Николай Прокофьев учел эти недостатки и изготовил влажную маску. Он сложил марлю в 30 слоев и пропитал смесью воды, глицерина, поташа, уротропина и гипосульфита. Этот состав отфильтровывал ядовитые газы. Ткань сшивали в форме длинного «клюва», чтобы она полностью закрывала нижнюю половину лица, но позволяла дышать. Сверху в нее вшивали очки из простого стекла в металлической оправе. Получившаяся маска напоминала рыльце. Так ее и назвали.
Маска Химического комитета Главного Артиллерийского Управления — таково было ее официальное наименование — крепилась на логове с помощью системы тканевых и резиновых лент. Они удерживали маску на лице, но надевать и завязывать ее было неудобно. «Рыльце» защищало от хлора, брома и фосгена только полчаса. К тому же у нее быстро запотевали линзы. Так что вскоре их заменили на угольные противогазы.
Адрес Военно-Медицинского музея: Лазаретный переулок, д. 2. Вход на экспозицию с улицы Введенский канал, д. 6.
Время работы: Понедельник, четверг, пятница, суббота, воскресенье — с 11:00 до 19:00, среда — с 12:00 до 20:00, вторник — выходной. Касса закрывается на час раньше.