Городу необходим современный деловой район, где можно реализовывать смелые архитектурные решения. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, высказавшийся за создание Нового Петербурга, говорит, что идея не нова. В тридцатые годы старый Петербург уцелел благодаря тому, что разработчики генерального плана не «переделывали» центр, а развивали город на юг. «Сегодня мы стоим перед новыми вызовами, – считает Пиотровский. - С одной стороны, к нам приходят крупные инвесторы, желающие возвести здесь офисы. С другой стороны, лучшие мировые архитекторы хотят реализовывать проекты в Питере. Им надо дать такую возможность».
По словам Михаила Борисовича, он лично знаком с большинством участников конкурса проектов «Газпром-сити». «Они любят Петербург и пытались сгладить трехсотметровую высоту, сделав башни прозрачными», – говорит он. Правда, архитектор Николай Явейн отметил, что прозрачными могут быть только макеты, а не дома. Стекло – материал агрессивный и заметный. Впрочем, с тем, что небоскреб в выбранном «Газпромом» месте изменит панораму Петербурга и «задавит» Смольный собор, никто из участников «круглого стола» в «Росбалте» и не спорил…
Олег Харченко, на много лет занимавший пост главного архитектора Петербурга, рассказывает, что «поиск нового места» начался во времена Анатолия Собчака. По мнению Харченко, речь должна идти не о чисто деловом, но о многофункциональном квартале – чтобы он не пустел после окончания рабочего дня. Он мог бы располагаться на намывных территориях Васильевского острова, или за Варшавским вокзалом, или например, на въезде в город со стороны аэропорта. Харченко добавил, что «пулковский» участок «Газпрому» предлагали, но он отказался, пожелав строиться ближе к центру.
Согласно высотному регламенту у Большеохтинского моста нельзя строить здания выше 48 метров. Но вице-губернатор Александр Вахмистров уже дал понять, что ради «Газпром-сити» регламент может быть изменен. «Но «Газпром» – не единственный, кто хочет добиться исключения из правил, – говорит заместитель председателя комитета по охране памятников Алексей Комлев. – Сегодня все ждут, получится у него или нет. Если получится, отбиться от остальных будет невозможно. И о небесных линиях Петербурга, составляющих немалую часть его очарования, придется забыть».
«Высотный регламент должен быть утвержден городским законом, но, на мой взгляд, правительство города тормозит этот процесс», – говорит председатель комиссии ЗС по градостроительству Михаил Амосов.
Власть отказывается диктовать «правила поведения» крупным инвесторам – остается надеяться лишь на общественное мнение. В данном случае у граждан есть все основания диктовать инвестору свои условия. Вопреки распространенному мнению, строительство небоскреба будет вестись не на собственные деньги «Газпрома», а за счет налогов, которые перечислит в городской бюджет дочернее предприятие «Газпромнефть». До 2012 года город перечислит 60 миллиардов рублей на строительство центра, включающего офисные помещения, рестораны, пятизвездочную гостиницу и другие объекты инфраструктуры, а также жилье для менеджеров корпорации. Предполагается, что на эти цели будет потрачено пятьдесят процентов налоговых платежей «Газпромнефти». Однако в случае падения цен на нефть или удорожания строительства соотношение может измениться не в пользу города – и достраивать небоскреб придется любой ценой…