Моя дочка собирается замуж. Одна из забот – туфли: они должны быть не только красивыми, но и удобными. Мы их нашли – в магазине на проспекте Стачек.
Перед нами встала проблема оплаты. В нашей семье существует традиция – за свои свадебные туфельки невеста должна заплатить только «серебром», ведь чем больше мелких монеток она накопит, тем дольше продлится ее счастливая семейная жизнь. Дочка собирала «серебрушки» (копейки и пятикопеечные) с детства; в процесс сбора были вовлечены все: родные (близкие и дальние), друзья, знакомые, знакомые знакомых. Поняв, что нужную сумму монетами такого достоинства набрать не удается, в дело пошли рубли, двух- и пятирублевки.
Не думайте, что я сразу же после примерки туфель высыпала перед несчастной кассиршей ведро мелочи, которую ей, как Золушке, пришлось бы пересчитывать всю ночь. Сначала я пошла просить об одолжении – стала рассказывать молоденькой девочке за кассой всю нашу историю, которую она выслушивала не без сочувствия. Но тут в разговор бесцеремонно вмешалась другая сотрудница магазина, вероятно старший кассир, и в довольно резком тоне заявила, что никакой мелочи они от нас не примут, товар у них в магазине «не копеечный» и никто не собирается тратить свое время на бессмысленное пересчитывание копеек, которые «вообще скоро выйдут из обращения». После чего ушла «выяснять этот вопрос у руководства». Руководство ее полную правоту подтвердило, о чем она с радостью и поставила нас в известность.
Я очень хотела помочь дочке осуществить детскую мечту и отправилась просить снисхождения у руководства. В маленьком кабинете я со слезами на глазах умоляла позволить нам расплатиться именно мелочью, так как для нас это вопрос принципиальный ведь речь шла ни больше ни меньше о будущем семейном счастье, предлагала компенсировать стоимость «нормальными» деньгами – только бы их взяли (сумма мелочи составляла всего 80 рублей (!), так как монеты номиналом от 1 до 5 рублей взять у нас милостиво согласились). Меня обвиняли в глупости, нищете («У вас, видно, других денег просто нет»), но я не сдавалась. И тут я услышала тихий голос дочки: «Пойдем отсюда мама, я не хочу эти туфли».
Можно было настоять на своем – по закону (ФЗ РФ № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (банке России)» от 10 июля 2002 года, глава VI «Организация наличного денежного обращения», статьи 30 и 31) мы правы, но настроение-то безнадежно испорчено. Идя домой, я с ужасом думала о том, что туфли покупать все равно придется, и где гарантия, что в другом магазине к нашей просьбе отнесутся с пониманием, ожидание праздника не превратится в кошмар.
Я вспоминала далекие и трудные восьмидесятые, когда в магазинах практически ничего не было: девочки в обувном отделе универмага «Купчинский», подобрав мне более-менее подходящие босоножки, без единого слова (даже не пересчитывая!) забрали мои полиэтиленовые пакеты с гривенниками, двугривенными, пятиалтынными и пожелали нам счастья!