«Если я не запишу ребенка в две-три серьезные секции, все подумают, что я не забочусь о его будущем», – считала Арина, мама первоклассника Егора. Уже через месяц от чрезмерных нагрузок Егор стал жаловаться на головные боли, плохо спал и отказался ходить в школу. «Я вовремя остановилась», – говорит Арина.
Почему взрослые это делают
Родители школьников, как будто соревнуясь друг с другом, определяют детей во всевозможные кружки, нанимают учителей и индивидуальных тренеров. После школы многие ребята посещают по два занятия за вечер.
На вершине хит-парада обязательных внеклассных уроков для учеников начальной школы – английский язык, плавание, музыка. Далее идут: для девочек – фигурное катание и хореография, для мальчиков – борьба и спортивная гимнастика. «Самая распространенная причина – неудовлетворенность родителей собственной судьбой, – считает Оксана Кирышева, психолог-дефектолог. – Несостоявшиеся артисты и спортсмены, ученые и дипломаты мечтают «отыграться» на детях».
Вторая причина продиктована реалиями сегодняшней нестабильной жизни. Многие родители считают, что, вкладывая в голову ребенка максимум знаний, они страхуют его от будущих житейских невзгод. Третья причина – нынешняя система образования. Несмотря на то что ребенка обязаны взять в первый класс, даже если он не знает букв, каждая школа негласно предъявляет к дошколятам завышенные требования.
Специалисты против
Врачи единодушны – несоответствие нагрузок возрасту приводят к развитию синдрома хронической усталости, неврастении, а также к снижению эмоционально-волевых качеств. По словам Александры Парфеновой, заместителя директора «Школы здоровья и индивидуального развития», на сегодняшний день физиологический возраст большинства первоклассников не успевает за фактическим.
Поэтому так важно определить вместе с врачами и психологами максимально возможную нагрузку для каждого конкретного ребенка. «Никому не приходит в голову учить новорожденного ходить. Каждому ясно, что мышцы младенца к этому не готовы, – комментирует Анна Пугачева, руководитель петербургской школы Монтессори. – Но отчего тогда родители не задумываются о возрастных возможностях младших школьников?»
Перегрузки не нужны
Занятия физкультурой и ОФП необходимы для дошкольников и учеников начальной школы, а вот серьезные спортивные тренировки в этом возрасте ни к чему, считает детский врач Любовь Воропаева. «Пусть первоклашка с удовольствием танцует, но не отпускайте его на бесконечные выступления, конкурсы и гастроли, – говорит она. – Задумайтесь, так ли необходимо в жизни владение несколькими языками или это просто дань моде?»
Помните и о хронических заболеваниях. Не стоит заставлять девочку с больными почками падать на холодный лед, а ребенка с повышенным давлением записывать на прыжки в воду. Эффективность таких тренировок все равно будет минимальной. Пусть лучше ребенок в этом возрасте больше гуляет и спит.
Советы психолога
- Ни с кем не сравнивайте своего ребенка.
- Не требуйте от него олимпийских результатов во всем.
- Не думайте о способностях, которых у него нет. Радуйтесь тем, что у него есть.
- Предоставьте ребенку возможности, но выбор оставьте за ним.
- Займитесь своей карьерой. Личный пример и успех родителей – мощный стимул для ребенка.