17-го мая отмечается международный день детских телефонов доверия. В его преддверии я задумалась: почему всё-таки большинство абонентов телефонов доверия – взрослые люди? Почему подростки, сталкиваясь с трудностями, так редко обращаются за помощью?
Есть темы, на которые сложно говорить с родителями, учителями и даже друзьями. Почему сложно обращаться за помощью, сложно говорить о своих проблемах? Что мешает верить в успешность беседы с психологом, в возможность найти выход из трудной ситуации?
Может быть, это страхи и стереотипы, которые бытуют среди подростков в отношении психологов? С некоторыми из них я сталкивалась в своей работе:
«А вдруг кто-то узнает мои секреты?». Телефон доверия анонимен и конфиденциален. Это значит, что всё сказанное абонентом не разглашается консультантом.
«Консультант взрослый, поэтому он в спорной ситуации будет на стороне взрослого». Консультант всегда «на стороне» клиента. Он не врач, не педагог, не родитель, не друг. Он – собеседник, готовый выслушать, помочь и поддержать.
«Моя проблема не столь серьёзна, чтобы обращаться на Телефон доверия». Психологи разговаривают со всеми, у кого есть в этом потребность. Если человек позвонил, значит ему это зачем-то нужно.
«Меня не поймут и осудят». Один из принципов консультирования – безоценочность. Психологи не учат, не ставят диагнозов, не воспитывают и не наказывают.
«Я не знаю, что и как говорить». Нет правильных и неправильных фраз для описания своих трудностей. Понять клиента как можно точнее – задача консультанта.
«Мне будет сложно понять, что говорит психолог». Психологи говорят на «человеческом», доступном для любого абонента языке. Если что-то непонятно, всегда можно уточнить.
«К психологу обращаются только слабаки или психи». Психолог – не психиатр, он не ставит диагноза и не назначает лечения, он помогает и поддерживает при решении проблем, возникающих у здоровых людей.
Справка "МР"
Телефон доверия «Центра семьи» – 344-08-06 (Анонимная бесплатная психологическая помощь).