Марию Ромашеву, элегантную хозяйку «Лофт Проекта ЭТАЖИ», сложно застать в Петербурге. По два месяца она может проводить в разъездах, на деловых встречах.
«Раньше я могла путешествовать и отдыхать, а сейчас везде, куда еду, встречи по работе. Бывает, хочется не говорить об искусстве, а просто поесть, – шутит Мария. – Но все равно сижу и обсуждаю. Это уже не работа, а жизнь».
Популярность ЭТАЖЕЙ превзошла все ожидания. В июне им исполнилось всего три года, а слава об их выставках докатилась до зарубежья. Иностранцы знают дорогу на Лиговский проспект, 74, а музеи мира рады участвовать в совместных проектах.
Не как в музеях
А начиналось все спонтанно. Мария 10 лет работала юристом и была вполне довольна жизнью и перспективами. «В тот период я познакомилась с людьми, компания которых впоследствии стала одним из основных спонсоров ЭТАЖЕЙ. В нерабочее время общались, обсуждали искусство, и такая идея возникла». Ее-то и предложили взять Марии в руки.
Запустили проект с одного пятого этажа, ничего глобального в планах не было. Без плана и концепции, на внутреннем чутье дело пошло в рост. И самой Марии понравилось. «Это был порыв души. Не было вдумчивого решения оставить одно и заняться другим. Но я могла себе это позволить, так как несколько лет проработала хорошо», – говорит Мария Ромашева.
Тогда они были энтузиастами-первопроходцами, которые открыли площадку, где все позволено: и выставку серых труб устроить, и на пол сесть, и по мобильному поболтать. И никто шикать на вас не станет, как это принято в музеях.
Не обошлось без ломок
Как управлять выставочным пространством, она не представляла: «Такие страхи были, пока не научились выставки вовремя монтировать – а вдруг не успеем?» Сейчас все отлажено. И директор запросто управляет коллективом в 40 человек.
Правда, не обошлось без ломки. Юрист столкнулся с людьми творчества: один в запой уйдет, другой музу ждет, третий забыл на встречу прийти. Только ангельское терпение и спасает. Мария носится с талантами, как мама, и даже приноровилась планы составлять с «творческой» погрешностью.
Зато в силу базового образования не боится цифр, бумажек и бюрократии. Ищет спонсоров, пишет гранты, ведет переговоры с культурными институтами и консульствами.
Как любой директор, «подрабатывает» и завхозом. Изучила трубы и лестницы: «На ночь музеев заказывала экспертизу – на нашей лестнице в течение часа столько народу стояло, что мы боялись – не выдержит!».
Об успехе она говорит так: «Не нужно ни на кого оглядываться, копировать. Иметь смелость доверять себе и своей интуиции».