«Вот уже 2 года коррумпированные бизнес-чиновники ведут правовую и организационную подготовку по такому хозяйственному освоению территорий, входящих в состав лесопаркового пояса Москвы, которое неизбежно ведет к уничтожению лесов этого пояса. Среди этих хищнических проектов на одном из первых мест стоит прокладка скоростной автомагистрали «Москва – Санкт-Петербург км 15 – км 58» через Химкинский лесопарк.
Вашим распоряжением от 5 ноября 2009 г. № 1642-р были незаконно переведены земли Химкинского леса под эту дорогу, хотя существовали и существуют другие варианты ее возможного размещения (нарушение пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
Ложь, с помощью которой был протащен данный проект, всем видна: это мнимое отсутствие иных вариантов размещения трассы, легитимизированное решением Верховного Суда РФ, но не ставшее от этого правдой.
Вариант прокладки автотрассы через Химкинский лес выбран только потому, что под прикрытием общественного интереса преследуются корыстные интересы конкретных выгодоприобретателей, связанные, в частности, с возможностью использования дорогой подмосковной земли. Варианты выбираются не из принципов экологической безопасности, общественного договора и устойчивого развития, а по мотивам корыстного обслуживания бизнес-интересов возможных инвесторов.
Мы просим Вас использовать свои полномочия для защиты наших с Вами прав, остановить реализацию этого коррупционного проекта и создать условия для выбора оптимального варианта размещения этой автомагистрали с участием независимых специалистов и общественности».
Здесь экологи подробно отвечают на вопросы о проблеме строительства в Химкинском лесу:
1. Что такое Химкинский лесопарк?
Химкинский лесопарк – лесной массив площадью около 1000 га между каналом им. Москвы, Химками и Шереметьевым. Химкинский лес – единственный крупный лесной массив доступный жителям этого загрязненного и густонаселенного региона, любимое место отдыха для многих химчан и москвичей. Он является местом обитания диких животных (включая лосей, кабанов, лис). Имеются виды растений и насекомых, занесенных в Красную книгу. Химкинский лесопарк входит в лесозащитный пояс Москвы, жизненно важный для города в условиях глобального изменения климата. В Химкинском лесу планировалось создание трех особо охраняемых природных территорий (ООПТ): Дубовая роща, Мезотрофное болото, Пойма реки Клязьма.
2. Почему мы считаем, что существующий проект платной трассы Москва – Петербург уничтожает Химкинский лесопарк?
Это – официальное мнение профессиональных экологов, включая Департамент природопользования Правительства Москвы. Трасса разрезает лес по центру на две части, что неизбежно превращает его в придорожную лесополосу, непригодную для обитания диких животных, редких растений. Рекреационный потенциал лесопарка падает практически до нуля. Все три планируемые ООПТ будут уничтожены прокладываемой трассой.
3. Кто и почему борется за сохранение лесопарка?
Костяк неформального Движения в защиту Химкинского леса составляют обычные жители Москвы и Химок. Движение пользуется широкой народной поддержкой, о чем свидетельствует 20000 подписей, собранных за сохранение лесопарка. Их решимость продолжать борьбу объясняется тем, что уничтожение лесопарка означает потерю единственного уголка дикой природы в этом районе. Это лишает людей привычного для них образа жизни, резко ухудшает экологическую ситуацию. Например, в мкр. Левобережный планируемая трасса полностью уничтожает лесополосу, отделяющую многоэтажные новые дома от открытой свалки мусора высотой с семиэтажный дом. В такой ситуации резкий рост онкологических, респираторных и прочих заболеваний представляется неизбежным. Нашу точку зрения разделяет более 50 государственных и неправительственных организаций, официальных лиц. В числе поддержавших Химкинский лес – Министр природных ресурсов Трутнев, Правительство Москвы и Мосгордума, Европейская партия зеленых, Bankwatch, Greenpeace, WWF, Transparency International, Московская Хельсинская группа, сенатор Франции Доменик Войне, Всемирный русский народный собор.
4. Есть ли альтернативные варианты прокладки трассы?
Разумеется, есть. Начнем с того, что реализуемый в данный момент проект относится ко второму участку трассы (15 – 58 км). Первый участок прокладки (0-15 км) реализуется в пределах Москвы, в рамках т.н. проекта «Северная рокада». Для его строительства в условиях перенаселенного мегаполиса используется полоса отчуждения вдоль Октябрьской железной дороги. Нет никаких разумных причин, почему аналогичный способ прокладки не может использоваться и после выхода дороги за МКАД. На протяжении большей части Химок к железной дороге примыкает промзона, которая легко может быть использована для прокладки трассы. В пользу такого варианта высказывался, например, эксперт НИИ Транспорта Михаил Блинкин. Существуют и другие варианты прокладки. Все они изложены в официальных документах Минтранса, Администрации Химок, концессионера по проекту – и наносят меньший ущерб лесопарку, чем выбранный на сегодня вариант. Общее количество известных вариантов – не менее 6.
5. Является ли принятый на сегодня вариант трассы через Химкинский лесопарк оптимальным по технико-экономическим показателям?
Нет. Это признается, в частности, в официальной документации концессионера по проекту – компании ООО «СЗКК» (по сути – дочерней структуры французского концерна Vinci). Принятый вариант имеет максимальную длину из всех возможных (почти на 10 км длиннее варианта вдоль Октябрьской железной дороги). Из-за сложной формы трассы (которая образует петлю по территории Химкинского и Лобненского лесопарков) не выдерживается даже запланированная скорость движения 150 км/ч.
6. Почему и в чьих интересах был выбран именно этот вариант прокладки трассы?
Основное «достоинство» выбранного варианта трассы – возможность неограниченного освоения лесных земель по обе стороны от дороги. Склады, таможенные терминалы, парковки, супермаркеты, гостиницы – все эти «объекты инфраструктуры», расположенные на лесных землях по обе стороны от дороги, способны приносить даже больший доход, чем дорога сама по себе. Планы застройки не являются нашими домыслами – они изложены в официальных документах Правительства Московской области и не отменены до сих пор. Согласно результатам антикоррупционного анализа Transparency International, существует прямой коррупционный интерес действующего министра транспорта г-на Левитина в данном варианте прокладки трассы. Напомним, что г-н Левитин совмещает свою деятельность на посту министра транспорта с занятием руководящих должностей в коммерческих компаниях, деятельность которых регулируется данным министерством. В частности, речь идет об аэропорте Шереметьево и компании «Аэрофлот». Шереметьево имеет обширные планы застройки лесных территорий объектами коммерческой недвижимости.
7. Выступаем ли мы против строительства нового шоссе вообще?
Нет, поскольку необходимость нового шоссе в этом направлении объективно существует. В данном случае мы наблюдаем типичную для сегодняшней России ситуацию, когда хорошая идея настолько активно используется чиновниками в собственных интересах – что ее «минусы» начинают перевешивать ее «плюсы». В случае реализации планов коммерческой застройки лесопарка – дополнительный трафик к «объектам инфраструктуры» полностью парализует движение на новом шоссе – как это уже случилось с Ленинградским шоссе после массовой застройки торговыми центрами прилегающих территорий в Городском округе «Химки». К сожалению, новый проект оптимизирован именно под идею «торговой улицы», а не скоростного шоссе. Так, на участке, проходящем через Химкинский лесопарк (т.е., в пределах 10 км!) запланировано 2 группы пунктов оплаты проезда плюс три транспортных развязки. На Европейских скоростных магистралях развязки находятся на расстоянии 20 – 30 км друг от друга, что позволяет свести к минимуму неравномерность транспортного потока. Мы выступаем именно за современное скоростное шоссе, проходящее по кратчайшему расстоянию, с минимумом развязок и пунктов оплаты – против «торговой улицы».
8. Насколько законна вырубка лесопарка?
Вырубка лесопарка незаконна. Во-первых, проект изначально разрабатывался вразрез с требованиями действующего законодательства. До марта 2009 года в Лесном кодексе существовал безусловный запрет на любое строительство на территории лесопарков. Эта проблема изначально решалась посредством фальсификации: в документах, включая представленные на общественные слушания, в Госэкспертизу и в суд (первый судебный процесс против данного проекта состоялся в 2008 году) был фальсифицирован статус земель: вместо категории «лесопарк» указывалось «защитные леса 1-2 категории». Именно благодаря прямой фальсификации, а также неразберихе в лесном хозяйстве, последовавшей за реорганизацией в связи с принятием нового Лесного кодекса в 2007 году – проект не был остановлен в 2007 – 2009 годах. Фальсификация вскрылась только к 2009 году. С целью «отмыть» нелегальный проект, в 2009 году за спиной общественности были приняты поправки к законодательству (под видом «уточнения терминологии»), разрешающие строительство в лесопарках «при отсутствии альтернативных вариантов». Тем самым, практически все лесопарки в ближайшем Подмосковье были поставлены под угрозу уничтожения. Тем не менее, законность проекта осталась более чем сомнительной, поскольку наличие альтернативных вариантов признано в ряде официальных документов. Тот факт, что Верховный Суд счел возможным закрыть глаза на их наличие – уже вызвал осуждение со стороны правозащитников, включая Московскую Хельсинскую группу, Движение за права человека и др. В настоящее время вердикт Верховного суда оспаривается в Страсбургском суде. Таким образом, судебное разбирательство по делу нельзя считать завершенным.
Существуют и другие нарушения законодательства. В частности, проект не прошел согласования с Москвой, требуемого согласно Лесному кодексу. Поскольку Химкинский лес – часть лесозащитного пояса Москвы, отсутствие такого согласования является грубейшим нарушением конституционного права жителей Москвы на благоприятную экологическую обстановку. Уполномоченный по правам человека Правительства Москвы Александр Музыкантский уже обратился в прокуратуру по этому вопросу.
9. Почему нельзя было решить проблему, не прибегая к открытому противостоянию?
Причиной является отсутствие доброй воли со стороны заказчиков и исполнителей проекта. При наличии таковой, уже в 2006 году, после получении отказа в согласовании проекта со стороны «Московского городского управления лесами», должна была стартовать процедура пересмотра первоначального варианта трассы. К сожалению, заказчиками проекта был выбран путь продавливания проекта любой ценой – в обход законодательных ограничений и общественного мнения. Начиная с 2007 года, по проекту проходят различные протестные акции. Неоднократные попытки вовлечь заказчиков и исполнителей проекта в обсуждение путем организации различных «круглых столов» - полностью игнорировались с их стороны. Официальное обращение Мосгордумы к Правительству РФ с просьбой пересмотреть проект – было проигнорировано. На общественных слушаниях в 2009 и 2010 годах жители резко негативно критиковали проект – но их точка зрения так и не была услышана. Единственным представителем Правительства РФ, нашедшим время для встречи с жителями и экологами, оказался Министр природных ресурсов Трутнев. Он признал недопустимость прокладки трассы через лесопарк – однако его мнение также было проигнорировано.
10. Какова ситуация с финансированием проекта?
Изначально планировалось привлечение для финансирования проекта международных финансовых организаций: Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка, Всемирного банка. К чести банкиров надо сказать, что они нашли время для встреч с нашими представителями. Одна из встреч проводилась на уровне Президента ЕБРР Томаса Мироу. В результате, банк не принял до сих пор решения о финансировании проекта. По сообщениям СМИ, проекту удалось получить частичную финансовую поддержку со стороны российских банков, в частности – Сбербанка. Однако этой поддержки, по оценкам Bankwatch, не достаточно для завершения проекта в полном объеме. Мы имеем все основания предполагать, что строительство так и не будет завершено в обозримом будущем – по причине отсутствия финансирования.
11. Почему строители убегают от экологов?
Работы, проводившиеся ООО «СпецСтройИнжиниринг» (является субподрядчиком у ЗАО "Согласие-Стройинвест", которое, в свою очередь, нанято ООО "ПО "Теплотехник") нарушают сразу множество требований закона. Во-первых, даже если признать законным перевод земель Химкинского лесопарка в земли транспорта – это не лишает автоматически произрастающий на них лес статуса защитного. А проведение сплошных рубок в защитных лесах запрещено законом. Также никто не отменял необходимости подготовки лесной декларации. Во-вторых, при выполнении работ используется труд иностранцев, не имеющих действующего разрешения на работу в России. Этот факт был выявлен представителями милиции в присутствии ряда свидетелей, когда производилась эвакуация строительной техники с места вырубки. Использование труда «нелегалов» позволяет работодателю экономить на социальных выплатах и пренебрегать требованиями охраны труда и техники безопасности. Это также говорит об использовании «черных» схем выплаты зарплат.
12. Прекратят ли экологи сопротивление, если застройщик представит разрешительную документацию на проведение работ?
Нет. Мы видим, что беззаконие и пренебрежение общественным мнением – характерная черта этого проекта с самого начала. Мы отдаем себе отчет, что в России, с ее уровнем коррупции, документы практически любого уровня могут быть получены благодаря взяткам или банально подделаны. Как уже говорилось, незаконным является само решение о выборе трассы через лесопарк, и пока оно не будет пересмотрено – ни один документ по проекту не может рассматриваться в качестве законного.