Этот вопрос неоднократно поднимался на Общественном экологическом совете при Губернаторе Ленинградской области. К его решению привлекались большие силы. Обсуждали этот вопрос и депутаты двух Законодательных Собраний - Петербурга и Ленобласти. Общее понимание, кажется, было найдено - решать мусорную проблему нужно только сообща, двум регионам вместе!
Жаль только, что вовремя не сумели объяснить простым людям, что же будет в результате? Системной Экологической политики в России нет. Нет её и в регионе. И, как следствие отсутствия экологической и просветительской политики в СМИ, получили ряд негативных явлений. Власть сама рубит сук, на котором сидит.
Командировка на свалку
Недавно я побывал на выездном совещании, в котором приняли участие председатель Комитета по благоустройству Андрей Подобед, глава администрации Московского района Владимир Коровин, начальник Управления по обращению с отходами производства и потребления Всеволод Хмыров, начальник Отдела КБДХ Ирина Клименко, генеральный директор автопарка «Спецтранс №1» Анатолий Язев, директор завода КПО Дмитрий Симбухов, генеральный директор ЗАО «ОЗ МПБО» Юрий Лихачёв и другие представители государственных органов власти и коммунальной отрасли.
Новый глава Комитета по благоустройству подробным образом расспросил руководство полигона о его функционировании. При этом он смог убедиться, что полигон работает без сбоев, несмотря на очень большой поток машин, везущих мусор из Санкт-Петербурга и области. На объекте работают службы дозиметрического контроля на въезде, а на выезде колёса машин обрабатывают дезраствором.
- Полигон «Завод КПО», ранее называвшийся ПТО-1 «Южный», расположенный на Волхонском шоссе – очень сложный и серьёзный природоохранный объект, который был создан ещё во времена СССР (1978-й год) на месте залегания кембрийской глины, не пропускающей в подземные воды загрязнение.
Ответственность за «мусорный рубль»
Если захоронение мусора на полигоне налажено очень хорошо, то с переработкой в нашем регионе есть проблемы. Не нужно далеко ходить, поскольку на расстоянии около 10 километров по этому же Волхонскому шоссе находится мусороперерабатывающий завод – ныне ГУП «Завод МПБО-2». Туда и направились участники выездного совещания после посещения полигона. И, первым делом они увидели огромную кучу мусора, возвышающуюся над крышами завода, и грозно нависающую над ним.
За три последних года на предприятии сменились несколько директоров. Исчез с административного горизонта и бывший председатель Комитета по жилищной политике Юнис Лукманов, при котором как раз и началась «мусорная вакханалия». Новых специалистов на заводе нет, его будущее – туманно. А почему это произошло? Да, потому что некоторым чиновникам «мусорный рубль» показался очень лёгким, и им захотелось «подмять под себя» завод. Я больше десяти лет занимаюсь этим объектом, не раз там был. Не совру, что при прежнем руководстве всё было по-другому: он был ухожен, на заводе росли цветы, работал цех пиролиза, работал цех переработки пластмассы, работала заводская столовая, работала своя свиноферма. На завод из подросткового клуба в посёлке Горелово приезжали дети, бесплатно обедавшие в столовой. Сейчас, к сожалению, этого всего нет.
Не хотелось бы, чтобы такие же проблемы появились в будущем и на полигоне. Не так давно из транспортной прокуратуры пришло письмо с не совсем понятным «Представлением об устранении нарушений действующего законодательства», присланным на имя генерального директора «Завод КПО» Дмитрия Симбухова за подписью заместителя прокурора Ольги Гришковой.
Одна из множества несанкционированных свалок в Ленобласти:
Птицы. Самолёты. Мусор
Уважаемая Ольга Ивановна пишет (письмо от 20.07.2010 года), что скопление птиц на полигоне «Завод КПО» служит угрозой для аэропорта «Пулково» и требует: «Обеспечить снижение количества поступающих на полигон отходов для снижения экологической нагрузки на полигон и прилегающие к нему территории», а также: «Принять незамедлительные меры к устранению причин скопления птиц». И далее: «Разработке комплекса мер по борьбе с массовым скоплением кормящихся птиц».
Письмо О.И.Гришковой длинное и на первый взгляд правильное. Однако Ольга Гришкова по каким-то причинам забыла сказать о том, куда же возить отходы, которые по её мнению нужно «снизить» для поступления на полигон? Ведь, они все (отходы) немедленно будут развезены и сброшены недобросовестными водителями по ближайшим полям и лесам, что создаст ещё большую угрозу для аэропорта. И не только. Возрастёт риск бактериологического заражения территорий, что создаст неконтролируемые очаги разносчиков инфекционных заболеваний. Тем более, при летней жаре.
Также непонятно, почему уважаемая Ольга Ивановна, в целом правильно озабоченная безопасностью полётов, забывает сказать о том, что Полигон функционирует уже 32 года и, что, слава Богу, никогда никаких происшествий с самолётами не происходило? А вот, если начать менять систему, реформировать её, то, зададимся вопросом, а будет ли сохранена система безопасности?
Убрать полигон нельзя
Все мы граждане одного государства Россия, которое любим и желаем ему устойчивого бескризисного развития, являясь единомышленниками с теми, кто также думает о безопасности во всех областях жизнедеятельности. Однако, нельзя допускать такой ситуации, при которой силовые ведомства выступали бы на одной из сторон - в ущерб другой, что неминуемо приведёт к дисбалансу сил в обществе. Об этом в своё время говорил Президент Дмитрий Медведев.
В ответе заместителю транспортного прокурора О.И.Гришковой очень чётко высказал своё видение ситуации директор «Завода КПО» Дмитрий Симбухов:
«С момента строительства полигона его дислокация относительно аэродрома «Пулково» не менялась, а увеличение высоты полигона до отметки 50 метров не планируется.
В настоящее время эксплуатация полигона ЗАО «Завод КПО» осуществляется в соответствии с технологическим регламентом.
По мнению специалистов, вокруг аэродрома «Пулково» в большей степени влияют на скопление птиц следующие факторы:
сложившиеся маршруты миграции птиц вне зависимости от объектов, расположенных на их пути;
- пахотные земли;
- животноводческие фермы.
Наличие полигона твердых бытовых отходов «ЗАО «Завод КПО», расположенного на значительном расстоянии от аэродрома, не может существенно влиять на орнитологическую ситуацию. Полигон не является местом гнездования и размножения птиц и от того, будет он работать или нет, количество пролетающих над этими районами на протяжении столетий птиц не изменится.
При этом просим учесть, что полигон ЗАО «Завод КПО» в настоящее время принимает на захоронение и обезвреживание около 25% отходов, образованных населением Санкт-Петербурга и Ленинградской области (обслуживает южные районы области), является социально значимым природоохранным объектом и его остановка приведет к образованию многочисленных диких свалок в близлежащих районах Ленинградской области, которые действительно создадут реальную угрозу».
Вот такой аргументированный ответ.
А несанкционированные свалки всё растут
Рано или поздно системный и профессиональный подход к решению очень острого вопроса должен возобладать.
Ведь за последние годы «мусорная» проблема так и не была решена. Возмущалась экологическая общественность, возмущались простые граждане, поочередно - то города, то области. Да и чиновники возмущались от того, что с каждым годом нарастал объём несанкционированных свалок, и падала экологическая культура населения.
Возникает ситуация «замкнутого круга». Проблема есть - все понимают, что решать её нужно - но нет информационной стратегии - люди протестуют - решение проблемы переносят на другой срок - и опять всё по-новой. Вот такая вот логика «замораживания» проблемы. Получается, что все самые трудные задачки мы оставляем решать следующему поколению. Выходит так? Скверно всё это. Ну а что же делать?
Прежде всего, нужно услышать друг друга: чиновникам – экологов, экологам – чиновников, общественности – специалистов, специалистам – общественность.
И главное - нужно делать ставку на профессионалов, на людей из той оперы, на специалистов своего дела.
Напомним, что вчера в городском Комитете по природопользованию прошло заседание экспертно-экологического совета, на котором рассматривался вопрос строительства мусороперерабатывающего полигона в Тосненском районе Ленинградской области - посёлок Гладкое.