Новый аэропорт
Действующий терминал Пулково-1 - всего лишь четвертая часть того нового здания, которое начнут строить в конце 2010 года. Если ежегодный пассажиропоток сейчас составляет 8 миллионов человек, то через три года (а именно столько по времени займет строительство здания) он будет увеличен на треть - до 11 миллионов.
«Думаю, что даже и 17 миллионов пассажиров в год новый терминал сможет обслужить», - говорит Михаэль Рихтер, главный операционный директор ООО «Воздушные ворота Северной столицы».
Обновленный аэропорт станет «хабом» - пересадочным узлом. Предполагается, что 20 процентов пассажиров, прибывающих в Пулково, будут транзитными.
Если сегодня пассажир, прилетающий из-за границы в Пулково-2, должен на автобусе добраться до Пулково-1, то через три года туристы смогут пересаживаться на внутренние и международные рейсы, не покидая здания.
Внутри терминала будет находиться около 80 стоек регистрации, а 17 тысяч квадратных метров из 160 тысяч общей площади терминала отдадут под офисные и торговые площади (выбирать бренды, которые будут представлены в аэропорту, начнут через год). Рядом будут строить парковку на 2,5 тысячи мест

Фото: предоставлено консорциумом «Воздушные ворота Северной столицы»
В город и обратно
Сейчас, чтобы добраться из аэропорта до центра города к Московскому вокзалу, пассажиру приходится потратить около полутора часов. Ввод нового терминала по планам должен совпасть с запуском высокоскоростного трамвая «Надземный экспресс».
По словам Михаэля Рихтера, конечная станция экспресса будет находиться рядом со входом в аэропорт, здесь же сделают и автобусную остановку

Время в пути от центра Петербурга до аэропорта сократится до 40 минут. Такси, маршрутки и автобусы до станции метро «Московская» будут ходить без изменений.
По словам Михаэля Рихтера, планов по транспортным связям нового терминала с Финляндским и Ладожским, а также Морским вокзалом пока нет.
География полетов
Сегодня из Пулково можно улететь в 67 городов России и СНГ и в 59 городов за рубежом. С петербургским аэропортом сотрудничают около 70 авиакомпаний.
«Аэропорт постоянно ведет переговоры с новыми авиакомпаниями. В реальное сотрудничество они могут перейти как раз через три-четыре года, когда будет построен новый терминал», - говорит Владислав Бородулин, директор по стратегическому развитию ООО «Воздушные ворота Северной столицы».
Фото: Роман Киташов, специально для MR7
Сегодня по каждому направлению в Пулково летают одна-две авиакомпании. Для пассажира отсутствие конкуренции не выгодно. В первую очередь аэропорт заинтересован развивать регулярное сообщение в Кельн, Ниццу, Афины, Бишкек, Варшаву, Минск, Токио, Ригу, Брюссель, Афины, Салоники, Вену, Верону, Ларнаку (Кипр).
Петербургу нужны рейсы и в Северную Америку, и на Ближний Восток, поэтому в аэропорту обещают приветствовать любую компанию, которая откроет такие перелеты: к примеру, Delta c прямыми рейсами в Нью-Йорк, или Icelander с короткой пересадкой в Рейкьявике.
Выбор авиакомпаний для полетов на Ближний Восток также достаточно велик: Emirates, OmanAir, Eihthad. Переговоры ведут со всеми тремя комапниями - Владислав Бородулин уверен, что одна из них точно придет в Петербург.
В Лондон пока летает только British Airways, обсуждается возможность перелетов ГТК «Россия» с посадкой в аэропорту Хитроу (пока это авиакомпания летает до аэропорта Гатвик, который находится дальше от города, чем центральный аэропорт).
Кроме того, в планах сделать перелеты в Париж ежедневными.

Фото: Роман Киташов, специально для MR7
Внутреннее сообщение
С конца октября из Петербурга можно будет улететь в Омск - авиакомпания Transaero уже подтвердила свое намерение, а NordAvia еще раздумывает.
В аэропорту рассчитывают, что в ближайшем будущем удастся привлечь авиакомпании, которые начнут полеты в Липецк, Саратов, и еще 21 город России.
Владислав Бородулин говорит о том, что обычно авиакомпании начинают полеты в новый пункт с частотой 1-3 рейса в неделю, и только потом начинают работать в полную силу.
Low costs
Что касается прихода дискаунтеров (low costs компаний), то они придут в Пулково тогда, когда получат доступ на российский рынок. Петербург окружен серьезными конкурентами: аэропорты в Лапеенранте, Хельсинки, Каунасе и Таллинне значительно выигрывают за счет лоукостеров.
Однако существующие межправительственные соглашения ограничивают возможность полетов в Россию иностранных компаний, и здесь в первую очередь необходимо менять авиационное законодательство, считает Владислав Бородулин.
Пулково до начала реконструкции
По словам Михаэля Рихтера, с апреля 2010 года пассажиропоток увеличился на 30 процентов по сравнению с 2009 годом, и это оказалось серьезным испытанием для аэропорта.
«Мы поняли, что терминалы в том виде, в котором мы их получили в управление, не справятся с этим ростом, и что-то с ними нужно делать», - говорит Рихтер.

Фото: Роман Киташов, специально для MR7
Сейчас в действующих терминалах идет ремонт, высвобождают пространство для приема и обслуживания пассажиров. К примеру, в Пулково-1 убрали первую линию досмотра на входе в аэровокзал, в этом же терминале планируют преобразовать сектор «В» для обслуживания только отправляющихся пассажиров.
В Пулково-2 открыли дополнительно пятый пункт досмотра. «К сожалению, мы не можем отказаться от второй линии досмотра пассажиров (перед самой посадкой) в Пулково-2, - говорит Михаэль Рихтер, - но будет решаться вопрос о том, как убрать первую линию контроля».
Финансирование
«Пулково» - первый в России крупный инфраструктурный проект, который будет реализован без привлечения государственных субсидий. Общий объем финансирования проекта на период 2010-2013 г.г. составит около 1,2 млрд. евро. Эта сумма будет предоставлена в виде комбинации заемных кредитных средств от международных финансовых организаций, коммерческих банков и собственных средств акционеров (ВТБ Капитал, владелец франкфуртского аэропорта «Фрапорт АГ» и греческая инвестиционно-финансовая группа «Копелузос Груп»).
Общий объем банковского кредитования составит более 700 млн. евро. Участие в проекте в качестве кредиторов подтвердили Европейский банк реконструкции и развития и IFC (Международная Финансовая Корпорация).
