Гребного клуба «Энергия» на Депутатской улице больше нет. Здесь построят здания для сотрудников Конституционного Суда. Во вторник, 5 декабря, спортсмены пришли в клуб в последний раз. На поминки.
Гребец в футболке, надетой поверх свитера, с раздражением оглядывает территорию, которая принадлежала клубу. Спуск к воде перекрыт синим строительным забором, в помещении бассейна жужжат пилы – его разрезают на части. Около лодок на улице на веслах распята фигурка из воздушных шариков. «Это мы, – показывают на нее собравшиеся. – А распяли нас городские власти и Конституционный Суд».
Вера Воробьева, мастер спорта, стоит перед деревянным зданием с цифрами «1911-1996». Рядом с ней молча стоят спортсмены. «Это Александр Сема, олимпийский чемпион, – переговариваются люди. – Вот Юрий Тюкалов, он дважды олимпийский чемпион, почетный гражданин Петербурга». Чемпионы беспомощно разводят руками. «Боролись мы, боролись за этот клуб, – бросает Юрий Тюкалов. – И президенту писали, всем-всем. Без толку».
Клуб прожил на острове больше 90 лет, но хозяевами территории спортсмены никогда не были. Более того, последние годы по документам клуба не существовало, а земля принадлежала частным компаниям. «Все знали, что мы здесь, но никто об этом не говорил», – рассказывают спортсмены. «Клуб «Энергия» давно не существует», – подтверждает их слова Олег Вдовин, пресс-секретарь комитета по физической культуре и спорту. Гребцы приходили сюда, не обращая внимания на отключение воды и света, строительный забор и «КамАЗы» с бульдозерами. На этой неделе их попросили уйти. «Энергию» собирается приютить другой гребной клуб, «Приморец» на Приморском проспекте, но там для двух клубов тесно.
Когда гребцы в последний раз выносили лодки на воду, многие не смогли скрыть слез. «Ну, сделайте что-нибудь. – Женщина в кожаной куртке буквально вцепилась в олимпийских чемпионов. – Это ведь не конец, правда?» В нескольких метрах от них рабочие старательно возводили коттеджи из красного кирпича.