Правда, практических шагов пока нет, одни разговоры.
Законный путь – проведение референдумов в обоих субъектах Федерации (инициативу должны выдвинуть главы объединяющихся регионов).
При этом на референдумы должно прийти более 50 процентов избирателей.
Но целесообразно ли объединение? Рассмотрим все «за» и «против».
Аргументы ЗА |
Аргументы ПРОТИВ |
ПРИРАСТАНИЕ БОГАТСТВА |
|
|
Эти проблемы можно решить путем объединения. Но это – не единственный путь: они решаются и путем заключения «горизонтальных» договоров между властями города и области. Те, кто живет в «спальных» муниципалитетах, платят подоходный налог в центре города, где расположены соответствующие предприятия. Для решения этой проблемы надо менять Налоговый кодекс – объединение города с областью не спасает. |
ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА |
|
Объединение возможностей города и области дало бы эффект для жителей обоих субъектов. Жители Ленобласти ничего не будут иметь против того, чтобы войти в состав крупного и богатого мегаполиса.
|
Область выиграет от объединения, зато город и его жители проиграют. Объединившись с областью, Петербург теряет статус субъекта Федерации и становится муниципалитетом – «городским округом». После чего, в соответствии с Бюджетным кодексом, теряет подавляющую часть налоговых поступлений. Применительно к 2008 году вместо 220 миллиардов рублей налогов городу достанется только 30 миллиардов рублей. Остальное придется просить в виде субсидий у властей будущего «суперрегиона». |
ОБЩИЕ ЗАКОНЫ |
|
Упростится решение многих вопросов, которые сейчас связаны и с городом, и с областью. | У города и области – разное законодательство. На его унификацию уйдет не один месяц, а то и не один год. Чем руководствоваться в «переходный период»? Возникнет юридический хаос. |
МЕНЬШЕ ЧИНОВНИКОВ |
|
Объединение позволит сократить число чиновников и упростить управление. |
Петербург, став муниципалитетом, будет иметь собственную власть, городскую Думу и мэра города. Так что чиновников меньше не станет. К тому же власти большинства российских регионов конфликтуют с властями «столицы» региона. Губернатор области и мэр областного центра, как правило, – враги. Законодательное собрание области и городская Дума областного центра, как правило, – противостоящие друг другу силы. Ведь они борются за перераспределение ресурсов – финансов, имущества, земельных участков. Петербург в случае объединения с областью не станет исключением. И проблемы жителей лучше решаться не станут. К тому же управлять огромным регионом из одного центра – заведомо неэффективно, нужна, напротив, децентрализация власти. |