«Я не совсем уверен, что использование моего имени принесет успех
производству плюшевых медвежат, но если вы так уж настаиваете,
то пожалуйста, вы можете назвать его моим именем»
Теодор Рузвельт, 1903 год.
В 1903 году фирма Маргарет Штайфф совершила революцию в сознании потребителей. Игрушечного медведя, ранее полностью повторявшего образ угрюмого четырехлапого дикого собрата, она поставила на задние лапы. Зверь превратился в существо, подобное людям. Из животного стал другом, приятелем, человекообразным мишкой.
По легенде, прозвище «мишка Тедди» (Teddy Bear) плюшевая игрушка получила в том же 1903 году, когда президент США Теодор Рузвельт, окруженный свитой и журналистами, отправился на охоту. Заметив маленького медвежонка на опушке, президент пожалел зверя, и стрелять не стал. На следующий же день все газеты воспевали добросердечность и благородство главы страны. С чьей-то легкой руки ничего не ведающий медвежонок был назван по имени своего спасителя – Тедди, сокращенное от Теодор.
Сегодня, спустя более ста лет, теддизм – целое направление в современном искусстве. Сотни мастеров-теддистов работают и в России, создавая как классических, так и оригинальных Тедди. Из объекта искусства медведь превратился в орудие создания предметов искусства, подобно кисти живописца.
Тедди в Питере
В Петербурге активно работают около двух десятков школ и курсов, где можно научиться создавать Тедди. На 99,9% их аудиторию составляют женщины 25-40 лет, состоявшиеся, молодые и активные. Большинство из них – домохозяйки, но нередко встречаются и юристы, компьютерщики, бизнесвумен. Есть и такие, кто поменял профессию и сделал мишек своей работой: кто-то открыл маленькие магазинчики, другие преподают в школах или основали собственные курсы.
Как правило, увлечение Тедди начинается на специализированных выставках. Например, крупнейшая выставка «Время кукол» в Москве и Петербурге дважды в год собирает мастеров из Австрии, Германии, Прибалтики, Казахстана и разных городов России. Здесь можно получить первую информацию о теддизме, пройти мастер-класс, выбрать студию по душе или записаться на индивидуальные занятия с мастером.
Перед начинающим теддистом стоит непростая задача: досконально освоить классическую технику создания мишки Тедди, научиться правильно крепить детали, оформлять мордочку, работать с тканью. Такой классический Тедди обязательно состоит из пяти подвижных деталей, у него строго определенная форма мордочки, в составе - только натуральные материалы. После того, как изучены основы, мастера могут приступать к самому интересному: экспериментировать, искать неожиданные подходы к классическому медведю. Теддисты Петербурга используют разные техники, материалы, каноны. Фантазия мастеров создает мишек с кукольными головами, с русалочьим хвостом. К последней выставке известный художник Андрей Бартенев создал мишек из папье-маше, украшенных черно-белым орнаментом, а к следующему мероприятию готовит медведя-комод в 2,9 метров высотой.
Дорогие мишки Тедди
В Петербурге магазины и лавки, специализирующиеся на продаже игрушек Тедди, все больше становятся популярными и приносят доход. Средний питерский авторский мишка стоит от 2 до 10 тысяч рублей. Одним из самых дорогих в истории питерского теддизма считается «мишка-заяц» Полины Крик, который был продан лондонскому коллекционеру за 14 тысяч рублей. Питерцам еще далеко до мировых стандартов: скажем, мишка Тедди компании «Штайн», украшенный глазами-бриллиантами и «живущий» в ящике из пуленепробиваемого стекла, стоит несколько миллионов рублей.
Мастер может потратить на одну игрушку от нескольких часов до нескольких месяцев, в зависимости от сложности работы. Причем авторской может считаться лишь та игрушка, детали которой, вплоть до мельчайших, сделаны руками мастера, а не куплены в готовом виде. Пуговицы, глазки, некоторые особо увлеченные рукоделы даже самостоятельно занимаются ткачеством. «Иначе это не творчество, а простое собирание конструктора», - объясняют они. Стоимость материалов, таким образом, стремится к минимуму, в этой игрушке самое ценное – эксклюзивная авторская работа.
Классический пример Тедди-петербуржца – мишка, выполненный в ретро-стиле. Не глянцевые, не лощенные, а винтажные, искусственно состаренные мишки, которые выглядят так, будто с ними играло не одно поколение детей, стали визитной карточкой питерских мастеров.
Живые или синтепоновые?
Анна Цымбал – одна из молодых питерских теддистов, по специальности музеевед, с детства чувствовала особенную притягательность старинных вещей. Сейчас в ее коллекции более 150 мишек разных авторов:
«Я воспринимаю своих Тедди как живых. Даже дать их подержать чужому человеку для меня тяжело. Я продаю свои игрушки только тем, кто понимает, что мишку нельзя просто поставить на полку и забыть. С ним надо нянчиться».
Не впадать в крайности призывает другой выдающийся питерский мастер – Елена Карабина. Мать двоих детей, она создает свои куклы по ночам. Ее необычные авангардные работы часто становятся победителями выставок и конкурсов, привлекая внимание нетрадиционной формой исполнения:
«Когда я вижу в Интернете странички женщин, которые наряжают своих кукол, ходят с ними гулять – мне становится страшно. Хочется им сказать – лучше отдавайте свои внимание и заботу детям, внукам. Игрушки – это просто бездушный материал, внутри - синтепон. А любить надо друг друга!».