Топливо привычных категорий «Аи 92», «Аи 95» и так далее будет отмечаться маркировкой «евро». Весь бензин должен соответствовать как минимум стандарту «евро3», который устанавливает допустимое содержание серы, ароматических добавок, канцерогенов.
Производство бензина более низкого качества – «евро2», – согласно новому техническому регламенту, должны прекратить до конца 2009 года.
За бензином выстроится очередь
В ведущих топливных компаниях Петербурга говорят о том, что с января около 40 % топлива не попадет на рынок из-за несоответствия новым стандартам.
«Принимая такой регламент, правительству стоило задуматься о том, что на всех автомобилистов бензина не хватит», – говорит Леонид Чурилов, первый замдиректора ОАО «Петербургская топливная компания».
Из 14 нефтеперерабатывающих заводов на территории Петербурга и Ленобласти к полному переходу на «евро3» и, тем более, на «евро4» готова только половина. В целом по России ситуация еще хуже.
«У нас считанные заводы выпускают качественный бензин», – говорит Сергей Ненашев, руководитель отдела по связям с общественностью компании «Лукойл».
На сегодняшний день из всего топлива, произведенного в России, 42,2 % соответствовало стандарту «евро2», 6,4% – «евро3», и лишь 0,1 % выпущенного бензина – «евро-4». Все остальное ни под какие стандарты не подходит.
Заводы должны переоборудоваться
Разработчики технического регламента – НИИ нефтепереработки – смотрят на ситуацию оптимистично. По словам Александра Данилова, замдиректора НИИ НП, около 70 % из 27 нефтеперерабатывающих предприятий России проводят реконструкцию и к январю управятся с переходом на стандарт «евро3».
«Не все так страшно, – говорит Александр Данилов, – уже сегодня порядка 20 % всего бензина соответствует этому стандарту». Эксперты подсчитали, что для переоборудования топливного комплекса России потребуется около 10 миллиардов долларов.
«Затраты необходимо будет вернуть. Путей только два: снижение налогов для заводов и опустошение кошельков водителей», – говорит Леонид Чурилов.
Что касается налоговых послаблений, то никто не берется прогнозировать, как скоро они будут приняты. Планируется снижение акцизов для высококачественного бензина и повышение их на бензин низкого качества, производство которого заводы должны прекратить до конца 2009 года.
Контроль останется прежним
По словам Сергея Ненашева, нововведение не означает, что с начала будущего года на заправках будут продавать только качественное топливо.
«Город не имеет рычагов, чтобы заставить продавать бензин высокого качества», – говорит он. Контролировать качество топлива в Петербурге могут только две лаборатории – а это очень мало.