Впервые подобное мероприятие прошло не в центре города, а в районе, жители которого ежемесячно подвергаются опасности в связи с транспортировкой через Автово железнодорожных составов с обедненным гексафторидом урана.
По словам активиста московской общественной организации «Экозащита!» Андрея Ожаровского, урановые «хвосты», которые перевозят через Автово на базу предприятия «Изотоп» в Капитолово, представляют собой не столько радиационную, сколько химическую опасность.
При разгерметизации контейнера с гексофторидом урана возникает опасность образования плавиковой кислоты, которая «прожигает» любой биологический материал, просто попадая на него в любой капле жидкости.
Эксперт «Беллоны» Рашид Алимов заявил, ссылаясь на опыт американских исследователей, что химическое поражение территории при разгерметизации контейнера может распространиться в радиусе 30-32 километров.
«То, что поезда с «хвостами» идут через Автово, нам стало известно совсем недавно, - говорит Андрей Ожаровский. - Это продолжается в течение, по крайней мере, десятка лет.
Составы не только идут через Автово, они еще и стоят там, ожидая смены локомотива. В это время через пути по переходу непрерывно идут ни о чем не подозревающие люди.
Более того, составы с урановыми хвостами стоят рядом с цистернами, перевозящими горюче-смазочные материалы. Это настоящая пороховая бочка. При аварии - а они нередки на железной дороге - мы будем иметь в Петербурге маленький Чернобыль радиусом в 32 км, с центром на путепроводе в Автово».
Газета «МР» совместно с экологическими организациями «Беллона» и «Экозащита!» намерена добиться изменения маршрута перевозки радиоактивных и токсичных отходов.
Планируется проведение круглых столов и дискуссий с экологами, атомщиками, сотрудниками МЧС, железнодорожниками, сторонниками использования вместо атомной возобновляющейся энергии, жителями города.
Урановые «хвосты» приплыли в День России
Акция не случайно состоялась накануне Дня России. Именно 12 июня в порт Петербурга придет судно «MV Schouwenbank» с 1000 тонн гексафторида урана на борту.
Урановые «хвосты» отправились в наш город из немецкого города Гронау. По пути следования «хвостов» в порт Роттердам, его несколько раз пытались остановить европейские экоактивисты. Одна из них подвесила себя на стропах прямо над железной дорогой. Полиции не удавалось снять ее в течение 75 минут.
В ближайшие дни контейнеры будут перегружены на железнодорожный состав и отправятся из Петербурга в Новоуральск Свердловской области.
Нам закон не писан?
Ст. 48 Закона РФ об охране окружающей среды запрещает ввоз в Россию радиоактивных отходов (РАО) и ядерных материалов с каким-либо целями.
В США гексафторид урана официально признан радиоактивными отходами (решение Ядерной регулирующей комиссии от 18 января 2005). Европейские страны пока предпочитают не считать это вещество отходами и отправлять его на захоронение в Россию.
Реакция на акции есть
После того, как общественники замерили радиационный фон у железнодорожных вагонов в Автово (он превысил норму более, чем в 30 раз) и беспрепятственно взобрались на «бочку» с отходами, у вагонов выставляется вооруженная охрана.
Это маленький шаг к выполнению атомщиками ими же установленных правил безопасности. Экологи считают, что «Росатом» обязан предупреждать горожан о точных датах прибытия и транспортировки ядерных отходов в Петербурге.