При слове «подснежник» не все представляют себе нежный цветок. Часто в сознании всплывают картинки бесхозных полусгнивших машин, которые годами стоят во дворах и на обочинах.
Зачастую владелец не знает, что делать с отжившей свой век машиной: снимать с учета, тратить деньги на аренду манипулятора или эвакуатора, сдавать в утиль – все это требует денег и времени, а потому «хлам» остается ржаветь под окнами, доставляя массу неудобств.
За очистку города от «подснежников» сегодня отвечают районные администрации, главы МО и ГИБДД. Четкой городской программы по утилизации «подснежников» нет - утверждается ежемесячная адресная программа по районам, она передается на спецстоянки. Если вам не дает жить «скелет» под окнами, можно обратиться к участковому. Если у него получится разыскать хозяина машины и заставить его убрать ее, то проблема решится сама собой, если нет, то…
Адресная программа по вывозу брошенных и разукомплектованных ТС
В рабочую группу, которая принимает обращения от жителей, входят представители администрации, РУВД, ГИБДД, налоговой, Роспотребнадзора, муниципальных образований и управляющих компаний. Информация обрабатывается и включается в адресную программу на месяц.
Если у машины сохранился госномер, полиция пытается найти владельца. Но это не всегда возможно: брошенные автомобили постоянно переходят из рук в руки по доверенности. В итоге, по решению комиссии, бесхозный автомобиль вывозится на спецстоянку.
Там машина какое-то время ждет законного владельца, и, если хозяин не объявился или отказался от машины, «хлам» утилизируется.
В городе существует несколько спецстоянок, куда увозят на хранение «подснежники». Самая крупная располагается на пр. Космонавтов, 102.
«Ну вот, еще кому-то помогли»
Стоянку нашли сразу, правда, начальство не застали. Оно обещало быть ближе к вечеру.
За очередным «подснежником» выезжает из ворот автоэвакуатор. Через три минуты мы уже в кабине.
Первый адрес, который значится в программе: ул. Кронштадтская, 28 (авто стоит на проезжей части) – зеленая «четверка» без номеров, «салон разукомплектован, открыт, кузов коррозийный, задний левый габарит разбит».
На месте оказалось, что вывезти необходимо две машины – уже упомянутую «четверку» и красную «шестерку», именно ее и было решено увозить первой. Водитель эвакуатора Эдуард – он в компании всего месяц - ловко цепляет «Жигули». Минут через 15 машина крепко стоит на эвакуаторе – можно возвращаться на базу.
«Стойте, куда вы увозите машину? – кричит подбегающий мужчина, - Сейчас хозяин подойдет – он в столовой. Мы же думали, вы его знакомые, купили». Через несколько минут объявляется и владелец – правда, как выяснилось, он совсем не прочь, чтобы «убитую шестерку» увезли. Вторую машину клятвенно пообещал убрать завтра.
Забегая вперед, скажу, Наталья, замдиректора по административной части, объяснила, что «если человек предоставляет документы и обязуется в течение определенного срока убрать автомобиль, то его сгружают или перевозят туда, где машина никому не мешает. Авто ставится на контроль – через несколько дней приходит с проверкой человек из комиссии».
Выгрузив «Жигули» на стоянке, Эдуард вновь отправляется в рейс – следующая в списке – ул. М. Казакова, 1 – там необходимо вывезти зеленую иномарку и белую «четверку». Машины, вернее то, что от них осталось, стоят на площадке во дворе: коррозийный кузов, разбитые стекла, разобранные внутренности.
В этот раз обошлось без происшествий – сначала увезли Seat, затем «четверку». У последней постоянно открывалась дверца, о чем, сигналили проезжавшие мимо водители.
Итого, за три часа - три машины. В среднем за день удается вывезти 10-15 «подснежников», то есть очистить город от мусора удастся еще нескоро.
«Я же ее только вчера припарковал»
Когда «четверку» привезли на стоянку, было уже шесть вечера, к этому времени подъехала на базу и Наталья Шаблова, заместитель гендиректора спецстоянки.
На вопрос, что чаще всего вы слышите от водителей – владельцев брошенных машин, Наталья, смеясь, отвечает: «Их любимая фраза: «Да вы что, я только что припарковался…»». Наталья готова лично выписать благодарность таким умельцам, если они приедут сюда, сядут в свой «автомобиль», заведут его и уедут.
Находятся и те, кто негодует: а почему это мою машину забрали, а соседская рядом стоит? Брошенной и разукомплектованной машину признает комиссия: составляется акт, авто включают в программу, только после этого вывозят.
«Для того чтобы составить адресную программу, созывается комиссия. Когда автомобили уже безномерные, стоят год-два и больше, то принимается решение не об эвакуации, а о перемещении на спецплощадку, где уже у каждого автомобиля ищут хозяина», - поясняет Наталья.
Несознательные
Территория стоянки на пр. Космонавтов, 102, мягко говоря, обширная – это позволяет достаточно долго хранить «подснежники», кроме того, здесь же стоят и разбитые автомобили – те, чьи хозяева ждут выплат от страховых компаний. Справа и слева громоздятся бесконечные остовы: вполне, на первый взгляд, добротные машины. Жигули всех цветов и моделей, «окушки», встречаются «Газели» и автобусы…
Вот мимо проезжает очередной эвакуатор с очередным «подснежником». Реанимировать здесь мало что удастся. Не зря, по словам Натальи, у 90% железных «найденышей» хозяева отыскиваются, но половина из них от автомобилей отказывается.
Часто бывает, что «подснежником» становится автомобиль, доставшийся по наследству – у человека уже есть машина, заниматься старьем нет ни времени, ни денег, а выкидывать жалко, авто врастает колесами в землю. Бывает, что человек – инвалид, ухаживать за машиной он уже не может, пользоваться ей тоже. Либо покупает хозяин новое авто, думает: отремонтирую старую машину, сыну подарю, но руки, как водятся, не доходят.
Довольно часто бросают «Жигули» приезжие – они покупают их за копейки на сезон, возить, например, арбузы. Сезон заканчивается, торговцы уезжают, а «подснежники» остаются захламлять дворы.
«Вот гуляет молодежь, - рассказывает Наталья, - кто-то окно разбил, потом кто-то петарду кинул, загорелась соседняя машина… У нас на стоянке хранится процентов 20-25 авто, сожженных именно таким способом».
Хочу сдать автомобиль
Если вы все-таки поняли, что железный «хлам» под вашими окнами никуда не поедет и что вряд ли ваш сын когда-нибудь сможет завести эту груду металлолома, можете обратиться на спецстоянку, и сокровище вывезут бесплатно.
Часто раздаются звонки: «Хочу сдать свой автомобиль, но нет возможности его до вас довезти, он без колес, и без двигателя…» Такие заявки принимаются и выполняются.
Отсюда, если автовладелец отказался от авто, машина идет на металлолом, деньги за металлолом получает стоянка.
По статистике за прошлый год эвакуаторы спецстоянки с Космонавтов вывезли более 2000 машин. С января по март 2011 года - около 400.
Справка
- С 1 января 2011 года в силу вступил закон Санкт-Петербурга, который предусматривает административную ответственность за хранение разукомплектованного транспортного средства вне специально отведенного для этого места. Штраф для граждан - от 2000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 20 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 тысяч до 100 000 рублей.
- Если старый или разбитый автомобиль не снят с учета, а просто стоит в полуразобранном состоянии во дворе, то на него тоже начисляется налог, как и на любые другие транспортные средства. Вывод: Владелец «мертвого» транспортного средства, например: ВАЗ-2104 мощностью 73 л.с., обязан будет заплатить государству налог в сумме 1 606 рублей в год. Даже если автомобиль не на ходу.
- Чтобы вывезти автомобиль, помимо полиции, можно обратиться непосредственно на спецстоянку - 8911-177-71-11, 8911-221-95-98, а также в администрацию района - в отдел благоустройства и дорожного хозяйства и в отдел по вопросам законности, правопорядка и безопасности.